ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
АЛЕКСЕЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
|

|
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ АЛЕКСЕЕВСК
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
БАШКАРМА КОМИТЕТЫ
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23.06.2020
|
п.г.т.Алексеевское
|
КАРАР
№ 225
|
Об утверждении регламента реагирования
на инциденты информационной безопасности
в информационных системах персональных данных
Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 года №21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года №17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»,
постановляю:
- Утвердить и ввести в действие Регламент реагирования на инциденты информационной безопасности в информационных системах персональных данных Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Регламент) (Приложение).
- Требования прилагаемого Регламента довести до работников, непосредственно осуществляющих защиту персональных данных в информационных системах персональных данных.
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Руководитель
Исполнительного комитета Н.К. Кадыров
Приложение
к постановлению
Исполнительного комитета
Алексеевского муниципального
района Республики Татарстан
от 23.06.2020 № 225
РЕГЛАМЕНТ
реагирования на инциденты информационной безопасности в
информационных системах персональных данных
Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
- Термины и определения
Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Инцидент информационной безопасности – любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность. Инцидентами информационной безопасности являются:
- утрата услуг, оборудования или устройств;
- системные сбои или перегрузки;
- ошибки пользователей;
- несоблюдение политики или рекомендаций по информационной безопасности;
- нарушение физических мер защиты;
- неконтролируемые изменения систем;
- сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
- нарушение правил доступа.
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Средство защиты информации – программное обеспечение, программно-аппаратное обеспечение, аппаратное обеспечение, вещество или материал, предназначенное или используемое для защиты информации.
- Общие положения
- Настоящий Регламент реагирования на инциденты информационной безопасности в информационных системах персональных данных Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Регламент), разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных (далее – ПДн) и нормативно-методическими документами федеральных органов исполнительной власти по вопросам безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных (далее – ИСПДн).
- Настоящий Регламент определяет:
- порядок регистрации событий безопасности;
- порядок выявления инцидентов информационной безопасности и реагированию на них;
- порядок проведения анализа инцидентов информационной безопасности, в том числе определение источников и причин возникновения инцидентов.
- Регламент обязателен для исполнения всеми работниками Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком), непосредственно осуществляющими защиту ПДн в ИСПДн.
- Порядок регистрации событий безопасности
- Регистрация событий безопасности в ИСПДн осуществляется в следующей последовательности:
- Определение событий безопасности, подлежащих регистрации, и сроков хранения информации о них;
- Определение состава и содержания информации о событиях безопасности, подлежащих регистрации;
- Сбор, запись и хранение информации о событиях безопасности;
- Реагирование на сбои при регистрации событий безопасности;
- Мониторинг (просмотр, анализ) результатов регистрации событий безопасности и реагирование на них;
- Генерирование временных меток и (или) синхронизация системного времени в ИСПДн;
- Защита информации о событиях безопасности.
- События безопасности, подлежащие регистрации в ИСПДн, должны определяться с учетом способов реализации угроз безопасности ПДн для ИСПДн. К событиям безопасности, подлежащим регистрации в ИСПДн, должны быть отнесены любые проявления состояния ИСПДн и ее системы защиты персональных данных (далее – СЗПДн), указывающие на возможность нарушения конфиденциальности, целостности или доступности ПДн, доступности компонентов ИСПДн, нарушения процедур, установленных организационно-распорядительными документами по защите ПДн, а также на нарушение штатного функционирования средств защиты информации (далее – СЗИ).
- События безопасности, подлежащие регистрации в ИСПДн, и сроки хранения соответствующих записей регистрационных журналов должны обеспечивать возможность обнаружения, идентификации и анализа инцидентов информационной безопасности, возникших в ИСПДн.
- В ИСПДн подлежат регистрации следующие события:
- вход (выход), а также попытки входа субъектов доступа в ИСПДн и загрузки (остановка) операционной системы;
- подключение съемных машинных носителей ПДн и вывод ПДн на съемные машинные носители;
- запуск (завершение) программ и процессов (заданий, задач), связанных с обработкой ПДн;
- попытки доступа программных средств к определяемым оператором защищаемым объектам доступа (техническим средствам, узлам сети, линиям (каналам) связи, внешним устройствам, программам, томам, каталогам, файлам, записям, полям записей) и иным объектам доступа;
- попытки удаленного доступа.
- Состав и содержание информации о событиях безопасности, включаемой в записи регистрации о событиях безопасности, должны, как минимум, обеспечить возможность идентификации типа события безопасности, даты и времени события безопасности, идентификационной информации источника события безопасности, результат события безопасности (успешно или неуспешно), субъекта доступа (пользователя и (или) процесса), связанного с данным событием безопасности.
- При регистрации входа (выхода) субъектов доступа в ИСПДн и загрузки (остановка) операционной системы состав и содержание информации должны, как минимум, включать дату и время входа (выхода) в систему (из системы) или загрузки (остановки) операционной системы, результат попытки входа (успешная или неуспешная), результат попытки загрузки (остановки) операционной системы (успешная или неуспешная), идентификатор, предъявленный при попытке доступа.
- При регистрации подключения съемных машинных носителей ПДн и вывода ПДн на съемные носители состав и содержание регистрационных записей должны, как минимум, включать дату и время подключения съемных машинных носителей ПДн и вывода ПДн на съемные носители, логическое имя (номер) подключаемого съемного машинного носителя ПДн, идентификатор субъекта доступа, осуществляющего вывод ПДн на съемный носитель ПДн.
- При регистрации запуска (завершения) программ и процессов (заданий, задач), связанных с обработкой ПДн состав и содержание регистрационных записей должны, как минимум, включать дату и время запуска, имя (идентификатор) программы (процесса, задания), идентификатор субъекта доступа (устройства), запросившего программу (процесс, задание), результат запуска (успешный, неуспешный).
- При регистрации попыток доступа программных средств (программ, процессов, задач, заданий) к защищаемым файлам состав и содержание регистрационных записей должны, как минимум, включать дату и время попытки доступа к защищаемому файлу с указанием ее результата (успешная, неуспешная), идентификатор субъекта доступа (устройства), спецификацию защищаемого файла (логическое имя, тип).
- При регистрации попыток доступа программных средств к защищаемым объектам доступа (техническим средствам, узлам сети, линиям (каналам) связи, внешним устройствам, программам, томам, каталогам, записям, полям записей) состав и содержание информации должны, как минимум, включать дату и время попытки доступа к защищаемому объекту с указанием ее результата (успешная, неуспешная), идентификатор субъекта доступа (устройства), спецификацию защищаемого объекта доступа (логическое имя (номер).
- При регистрации попыток удаленного доступа к ИСПДн состав и содержание информации должны, как минимум, включать дату и время попытки удаленного доступа с указанием ее результата (успешная, неуспешная), идентификатор субъекта доступа (устройства), используемый протокол доступа, используемый интерфейс доступа и (или) иную информацию о попытках удаленного доступа к ИСПДн.
- Сбор, запись и хранение информации о событиях безопасности в течение установленного времени хранения должен предусматривать:
- возможность выбора Ответственным за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн и (или) Администратором ИСПДн событий безопасности, подлежащих регистрации в текущий момент времени из перечня событий безопасности, определенных в пункте 3.4 настоящего Регламента;
- генерацию (сбор, запись) записей регистрации (аудита) для событий безопасности, подлежащих регистрации (аудиту) в соответствии с составом и содержанием информации, определенными в соответствии с пунктами 3.6 – 3.11 настоящего Регламента;
- хранение информации о событиях безопасности в течение времени, установленного в пункте 3.3 настоящего Регламента.
- Объем памяти для хранения информации о событиях безопасности должен быть рассчитан и выделен с учетом типов событий безопасности, подлежащих регистрации в соответствии с составом и содержанием информации о событиях безопасности, подлежащих регистрации, в соответствии с пунктами 3.7 – 3.11 настоящего Регламента, прогнозируемой частоты возникновения подлежащих регистрации событий безопасности, срока хранения информации о зарегистрированных событиях безопасности.
- В ИСПДн должно осуществляться реагирование на сбои при регистрации событий безопасности, в том числе аппаратные и программные ошибки, сбои в механизмах сбора информации и достижение предела или переполнения объема (емкости) памяти.
- Реагирование на сбои при регистрации событий безопасности должно предусматривать:
- предупреждение (сигнализация, индикация) о сбоях (аппаратных и программных ошибках, сбоях в механизмах сбора информации или переполнения объема (емкости) памяти) при регистрации событий безопасности;
- реагирование на сбои при регистрации событий безопасности путем изменения Ответственным за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн и (или) Администратором ИСПДн параметров сбора, записи и хранения информации о событиях безопасности, в том числе отключение записи информации о событиях безопасности от части компонентов ИСПДн, запись поверх устаревших хранимых записей событий безопасности.
- Мониторинг (просмотр и анализ) записей регистрации (аудита) должен проводиться для всех событий, подлежащих регистрации в соответствии и с периодичностью, установленной оператором, и обеспечивающей своевременное выявление признаков инцидентов информационной безопасности в ИСПДн.
- В случае выявление признаков инцидентов информационной безопасности в ИСПДн осуществляется планирование и проведение мероприятий по реагированию на выявленные инциденты безопасности в соответствии с порядком проведения разбирательств по фактам возникновения инцидентов в ИСПДн.
- Получение меток времени, включающих дату и время, используемых при генерации записей регистрации (аудита) событий безопасности в ИСПДн, достигается посредством применения внутренних системных часов ИСПДн.
- Защита информации о событиях безопасности (записях регистрации (аудита)) обеспечивается применением мер защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения или модифицирования и в том числе включает защиту средств ведения регистрации (аудита) и настроек механизмов регистрации событий.
- Доступ к записям аудита и функциям управления механизмами регистрации (аудита) должен предоставляться только уполномоченным должностным лицам:
- ответственному за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн;
- администратору ИСПДн.
- Порядок выявления инцидентов информационной безопасности и реагирования на них
- За выявление инцидентов информационной безопасности и реагирование на них отвечают:
- ответственный за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн;
- администратор ИСПДн.
- Работники Комитета, должны сообщать ответственным за выявление инцидентов информационной безопасности о любых инцидентах, в которые входят:
- факты попыток и успешной реализации несанкционированного доступа в ИСПДн, в помещения, в которых осуществляется обработка ПДн, и к хранилищам ПДн;
- факты сбоя или некорректной работы систем обработки ПДн;
- факты сбоя или некорректной работы СЗИ;
- факты разглашения ПДн;
- факты разглашения информации о методах и способах защиты и обработки ПДн.
- Все нештатные ситуации, факты вскрытия и опечатывания технических средств, выполнения профилактических работ, установки и модификации аппаратных и программных средств обработки ПДн в ИСПДн должны быть занесены ответственными за выявление инцидентов информационной безопасности в «Журнал учета нештатных ситуаций, фактов вскрытия и опечатывания технических средств, выполнения профилактических работ, установки и модификации аппаратных и программных средств обработки персональных данных в Исполнительном комитете Алексеевского муниципального района Республики Татарстан», форма которого установлена в Приложении 1 к настоящему Регламенту.
- Анализ инцидентов информационной безопасности, в том числе определение источников и причин возникновения инцидентов, осуществляется согласно порядку проведения разбирательств по фактам возникновения инцидентов информационной безопасности в ИСПДн (пункт 5 настоящего Регламента).
- Меры по устранению последствий инцидентов информационной безопасности, планированию и принятию мер по предотвращению повторного возникновения инцидентов, возлагаются на ответственных за выявление инцидентов информационной безопасности.
- Порядок проведения разбирательств по фактам возникновения инцидентов информационной безопасности
- Для проведения разбирательств по фактам возникновения инцидентов информационной безопасности распоряжением Исполнительного комитета создаётся комиссия, состоящая не менее чем из трех человек с обязательным включением в её состав:
- ответственного за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн;
- администратора ИСПДн.
- Председатель комиссии организует работу комиссии, решает вопросы взаимодействия комиссии с руководителями и работниками структурных подразделений организации, готовит и ведёт заседания комиссии, подписывает протоколы заседаний. По окончании работы комиссии готовится заключение по результатам проведённого разбирательства, которое передается на рассмотрение Руководителю Исполнительного комитета.
- При проведении разбирательства устанавливаются:
- наличие самого факта совершения инцидента информационной безопасности, служащего основанием для вынесения соответствующего решения;
- время, место и обстоятельства возникновения инцидента, а также оценка его последствий;
- конкретный работник, совершивший инцидент информационной безопасности или повлекший своими действиями возникновения инцидента;
- наличие и степень вины работника, совершившего инцидент информационной безопасности или повлекшего своими действиями возникновения инцидента;
- цели и мотивы, способствовавшие совершению инцидента информационной безопасности.
- В целях проведения разбирательства все работники Комитета обязаны по первому требованию членов комиссии предъявить для проверки все числящиеся за ними материалы и документы, дать устные или письменные объяснения об известных им фактах по существу заданных им вопросов.
- Работник, совершивший инцидент информационной безопасности или повлекший своими действиями возникновения инцидента, обязан по требованию комиссии представить объяснения в письменной форме не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Комиссия вправе поставить перед работником перечень вопросов, на которые работник обязан ответить. В случае отказа работника от письменных объяснений, комиссией составляется акт.
- Работник имеет право, по согласованию с председателем комиссии, знакомиться с материалами разбирательства, касающимися лично его, и давать по поводу них свои комментарии, предоставлять дополнительную информацию и документы. По окончании разбирательства работнику для ознакомления предоставляется итоговый акт с выводами комиссии.
- В случае давления на работника со стороны других лиц (не из состава комиссии) в виде просьб, угроз, шантажа и др., по вопросам, связанным с проведением разбирательства, работник обязан сообщить об этом председателю комиссии.
- До окончания работы комиссии и вынесения решения членам комиссии запрещается разглашать сведения о ходе проведения разбирательства и ставшие известные им обстоятельства.
- В процессе проведения разбирательства комиссией выясняются:
- перечень разглашенных ПДн;
- причины разглашения ПДн;
- лица, виновные в разглашении ПДн;
- размер (экспертную оценку) причиненного ущерба;
- недостатки и нарушения, допущенные работниками при работе с ПДн;
- иные обстоятельства, необходимые для определения причин разглашения ПДн, степени виновности отдельных лиц, возможности применения к ним мер воздействия.
- По завершении разбирательства комиссией составляется заключение. В заключении указываются:
- основание для проведения разбирательства;
- состав комиссии и время проведения разбирательства;
- сведения о времени, месте и обстоятельствах возникновения инцидента информационной безопасности;
- сведения о работнике, совершившем инцидент информационной безопасности или повлекшем своими действиями возникновения инцидента (должность, фамилия, имя, отчество, год рождения, время работы в Исполнительном комитете, а также занимаемая должность);
- цели и мотивы работника, способствовавшие совершению инцидента информационной безопасности;
- причины и условия возникновения инцидента информационной безопасности;
- данные о характере и размерах причиненного в результате инцидента ущерба;
- предложения о мере ответственности работника, совершившего инцидент информационной безопасности или повлекшего своими действиями возникновения инцидента.
- На основании заключения выносится решение о применении мер ответственности к работнику, совершившему инцидент или повлекшему своими действиями возникновению инцидента, также о возмещении ущерба виновным работником (или его законным представителем), которое доводится до указанного работника в письменной форме под расписку.
- Все материалы разбирательства относятся к информации ограниченного доступа и хранятся в течение 5 лет. Копии заключения и распоряжения по результатам разбирательства приобщаются к личному делу работника, в отношении которого оно проводилось.
- Ответственность
- Все работники, осуществляющие защиту персональных данных, обязаны ознакомиться с данным Регламентом под подпись.
- Работники несут персональную ответственность за выполнение требований настоящего Регламента.
- Срок действия и порядок внесения изменений
- Настоящий Регламент вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно.
- Настоящий Регламент подлежит пересмотру не реже одного раза в три года.
- Изменения и дополнения в настоящий Регламент вносятся постановлением Исполнительного комитета
Управляющий делами
Исполнительного комитета Г.А.Юсупова
Приложение 1
к Регламенту реагирования на инциденты информационной безопасности в информационных системах персональных данных Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
ФОРМА
Журнал учета нештатных ситуаций, фактов вскрытия и опечатывания технических средств, выполнения профилактических работ, установки и модификации аппаратных и программных средств обработки персональных данных
в Исполнительном комитете Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
№ п/п
|
Дата
|
Краткое описание выполненной работы (нештатной ситуации)
|
ФИО Ответственного за обеспечение безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных, подпись
|
ФИО Администратора информационной системы, подпись
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
с постановлением Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от «___» ____________ 2020 г. № ______
«Об утверждении регламента реагирования на инциденты информационной безопасности в информационных системах персональных данных»