СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера на территории Республики Татарстан на ноябрь 2023 года I. Оценка состояния явлений и параметров происшествий (ЧС) за сентябрь 2023 года 1.1. Чрезвычайные ситуации За отчетный период чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. За аналогичный период прошлого года чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. С начала года произошло 3 чрезвычайные ситуации: 1 техногенного и 2 природного характера (АППГ - 0, увеличение на 100%), в которых погиб 1 человек (АППГ - 0, увеличение на 100%), пострадали 2 человека (АППГ - 0, увеличение на 100%) и спасены 9 человек (АППГ - 0, увеличение на 100%). 1.2. Техногенная обстановка 1.2.1. Техногенные пожары За сентябрь зарегистрировано 483 пожара (АППГ - 385, увеличение на 25,5%), погибли 11 человек (АППГ - 9, увеличение на 22,2%) и спасен 31 человек (АППГ - 32, уменьшение на 3,1%). 1.2.2. Дорожно-транспортные происшествия За сентябрь для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) пожарно-спасательные подразделения привлекались 203 раза (АППГ - 276, уменьшение на 26,4%), в которых погибли 19 человек (АППГ - 31, уменьшение на 38,7%) и спасен 81 человек (АППГ - 127, уменьшение на 36,2%). 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Техногенные пожары Погибли Спасены 385 9 32 483 11 31 сен.2022 сен.2023 2 1.2.3. Функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства По данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» за период с 1 по 30 сентября 2023 года на объектах ЖКХ зафиксировано 144 аварийных отключений (на системах холодного водоснабжения - 137, на системах теплоснабжения и горячего водоснабжения - 7). Все аварии носили локальный характер и были устранены в сроки от 1 часа до 3 суток. Основные причины отключений - порывы трубопроводов, внутридомовые порывы и свищи на системах внутреннего водоснабжения. 1.3. Природная обстановка 1.3.1. Метеорологическая обстановка В сентябре на территории Республики Татарстан отмечалась очень теплая спокойная и сухая погода. Погодные условия формировались преимущественно под влиянием антициклонов. Максимальные температуры воздуха в основном составляли +20..+27°С, в отдельные периоды +12..+19°С. 21, 24, 25 сентября в городе Казани температуры повышались до +25..+26°С - были установлены или обновлены температурные рекорды этих дней. Ночью 20 сентября в Татарстане, в гребне антициклона за холодным фронтом в условиях ясного неба, на почве и в воздухе местами отмечались заморозки в критериях неблагоприятного явления до -2°С. В течение месяца в ночные и утренние часы местами наблюдались туманы. В отдельные дни при прохождении атмосферных фронтов местами отмечались грозы и сильный ветер порывами 15-17 м/с. Средние месячные температуры составили 14-16˚С, что на 2-4 гр. выше нормы. Начиная с 1946 г. выше температура в сентябре была только в 1957 и 2015 гг. Осадков выпало от 2 до 24 мм (4-49 % месячной нормы). 1.3.2. Гидрологическая обстановка В сентябре на Куйбышевском водохранилище продолжилось понижение высоты горизонта воды на фоне сохраняющейся пониженной водности. В целом за прошедший месяц уровни воды Куйбышевского водохранилища в пределах 0 50 100 150 200 250 300 ДТП Погибли Спасены 276 31 127 203 19 81 сен.2022 сен.2023 3 территории Татарстана понизились на 9-37 см. Уровень воды Куйбышевского водохранилища у Верхнего Услона 30 сентября составил 50,26 мБС, что ниже среднемноголетнего уровня воды на дату на 137 см, ниже нормального подпорного уровня на 274 см и ниже прошлогоднего уровня на 142 см. Нижнекамский гидроузел в сентябре работал в режиме суточного и недельного регулирования, на водохранилище наблюдалась относительная стабилизация горизонта воды. Средний уровень воды Нижнекамского водохранилища наблюдался в интервале значений от 63,44 до 63,61 мБС. Уровень воды Нижнекамского водохранилища у Набережных Челнов 30 сентября составил 63,27 м БС, что ниже прошлогоднего значения на 9 см и выше среднемноголетнего значения на дату 55 см. 1.3.3. Происшествия на водных объектах За сентябрь произошло 6 происшествий на воде (АППГ- 7, уменьшение на 14,3%), погибли 5 человек (АППГ - 7, уменьшение на 28,6%) и спасен 1 человек (АППГ - 1, 0%). 1.3.4. Эпидемиологическая обстановка По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по состоянию на 30.09.2023 года в Республике Татарстан нарастающим итогом зарегистрировано 207118 случаев коронавирусной инфекции, выздоровело - 204821 чел., умерло - 2010 чел. 1.3.5. Эпизоотическая обстановка По данным Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан в сентябре случаев заболевания бешенством и других особо опасных болезней домашних и диких животных не зарегистрировано. 1.3.6. Лесопожарная обстановка В течение месяца на преобладающей территории республики сохранялась высокая пожарная опасность лесов, местами чрезвычайная пожарная 0 1 2 3 4 5 6 7 Проишествия на воде Погибли Спасены 7 7 1 6 5 1 сен.2022 сен.2023 4 опасность лесов. 1.3.7. Фитосанитарная обстановка Преобладание сухой и теплой погоды в сентябре благоприятствовало завершению сева озимых культур, уборки зерновых и зернобобовых культур и активному проведению уборки поздних культур. Но местами, преимущественно в западных районах, сохранялась почвенная засуха, что осложнило условия для появления всходов и дальнейшего роста и развития озимых культур. 1.4. Оправдываемость прогноза Оправдываемость прогноза за прошедший период составила 93%. II. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на ноябрь 2023 года 2.1. Природные источники происшествий (ЧС) На территории Республики Татарстан в ноябре наиболее вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера не выше муниципального уровня, обусловленных проявлением опасных метеорологических явлений - сильным ветром (скорость ветра, включая порывы - 25 м/с и более), сильными или продолжительными осадками, комплексом неблагоприятных метеорологических явлений. По статистике основной ущерб наносится жилому фонду, объектам энергетики и связи. 2.1.1. Риски возникновения опасных метеорологических явлений На территории Республики Татарстан в ноябре среднемесячная температура воздуха прогнозируется в пределах нормы среднемноголетнего значения (среднемноголетнее значение для ноября - 2,7° гр. мороза). При проявлении опасных и комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в особенности при прохождении активных атмосферных фронтов на территории республики прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение условий жизнедеятельности населения) до муниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций; нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (источник ЧС - сильный снег, сильный порывистый ветер, сложные гололедноизморозевые отложения). 2.1.2. Прогноз гидрологических явлений По данным ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» за первую декаду октября средняя температура воды Куйбышевского водохранилища в пределах территории Татарстана составила 11,3 - 15,1оС, что выше среднемноголетних значений на 2,3 - 4,8 оС и выше значений прошлого года на 0,4 - 4,9 оС. Водность Куйбышевского водохранилища ниже нормы и прошлого года. 5 Сложившаяся и ожидаемая гидрометеорологическая обстановка позволяет ожидать установление ледостава на Куйбышевском водохранилище на 3 - 4 дня позже среднемноголетних дат. Средняя за первую декаду октября температура воды в Нижнекамском водохранилище составила 11,7 - 15,5оС, что выше среднемноголетних значений на 1,5 - 4,6 оС и выше значений прошлого года на 2,1 - 6,5оС. Переход температуры воды Нижнекамского водохранилища через 10оС произошел 8 - 14 октября, что позже многолетних сроков на 3 - 8 дня и раньше прошлогодних дат на 3 - 8 дня. На Нижнекамском водохранилище наиболее вероятная ожидаемая дата начала ледостава приходится на 16 ноября, что раньше среднемноголетних дат на 5 дней. Переход температуры воды через 10оС на большинстве водотоках республики произошел в конце первой декады октября. Средняя за первую декаду октября температура воды в водотоках на территории Республики Татарстан составила 8,4 - 12,0 оС, что выше прошлогодних значений на 0,1 - 2,3оС. На реке Вятка появление плавучего льда ожидается в первой - начале второй декады ноября, на 5 - 7 дней позже средних сроков. В створе наблюдений гидропоста р.Вятка - Вятские Поляны появление плавучего льда ожидается 06 - 13 ноября (среднемноголетняя дата 05 ноября). Появление плавучего льда на р.Белая ниже г.Уфа ожидается на 2 - 3 дня позже средних многолетних сроков. 2.1.3. Риски возникновения опасных геологических явлений По данным ФГБУ «Гидроспецгеология» в целом активность оползневого процесса в осенне-зимний период на территории Республики Татарстан ожидается низкой. 2.1.4. Риски возникновения происшествий на водных объектах В период становления ледостава повышается вероятность возникновения происшествий и случаев гибели людей на водных объектах республики - отрыва льдин с рыбаками любителями, провалов людей и техники под тонкий неокрепший лед водоемов (источник ЧС - нарушения правил безопасного поведения на водных объектах). Наибольшее количество случаев гибели людей на воде прогнозируется в городах и районах, прилегающих к акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ: г.Казань, г.Набережные Челны, Зеленодольский, Лаишевский, Чистопольский, Нижнекамский, Тетюшский, Верхнеуслонский, Тукаевский, Алексеевский, Рыбно-Слободской, Камско-Устьинский, Мамадашский, Елабужский, Менделеевский, Агрызкий, Актанышский, Мензелинский, Спасский муниципальные районы. 6 2.1.5. Риски возникновения биологической опасности Прогноз возникновения эпидемий В осенне-зимний период прогнозируется ухудшение эпидемиологической обстановки в части выявления случаев больных, с признаками инфекционного заражения, вызванного коронавирусной инфекцией COVID-19 в сочетании с ростом сезонной заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом. Сохранятся случаи отравления химическими веществами, лекарственными, наркотическими препаратами. Возможны выявления единичных случаев вспышек острых кишечных инфекций. Прогноз возникновения эпизоотий Сохраняется вероятность возникновения единичных случаев заболевания африканской чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, вирусами ящура и бешенства среди домашних и диких животных. 2.1.6. Сохраняется риск потери ориентира людей в природной среде, в том числе при несанкционированном посещении туристических (экскурсионных) маршрутов, спелеологических объектов. 2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС) 2.2.1. Риски возникновения аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ В период прохождения отопительного сезона повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий до локального уровня, связанных с авариями в работе систем коммунального жизнеобеспечения на территории республики (источник ЧС - износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил). Анализируя статистические данные по количеству аварийных ситуаций за последние годы, и учитывая высокий уровень износа коммунальных сетей (в целом по Татарстану более 70%), можно спрогнозировать максимальное количество аварий на системах жизнеобеспечения в городах - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске. 2.2.2. Риски возникновения происшествий (ЧС) на транспорте Автомобильный транспорт Сохраняется вероятность чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с затруднением движения автотранспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах республики (источник ЧС - неблагоприятные и опасные метеорологические явления, несоблюдение правил дорожного движения). Наиболее вероятно возникновение происшествий на аварийно-опасных участках следующих автодорог: трасса М7 - в Зеленодольском (753-759 км), Пестречинском (856-861, 864 км), Мамадышском (960-961 км), Елабужском (985-1013 км), Тукаевском (1068 км), Мензелинском (1081-1087 км и 7 1105-1124 км), Актанышском (1141-1144 км) районах; трасса М5 - в Бугульминском (1249-1253 км) и Бавлинском (1260-1266 км) районах; автодорога Казань-Оренбург - в Лаишевском (45-46 км) и Альметьевском (191-200 км) районах; трасса Казань-Буинск-Ульяновск - в Верхнеуслонском (21-24 км) и Буинском (93-95 км) районах; трасса Йошкар-Ола-Зеленодольск - в Зеленодольском районе (111-114 км); трасса Цивильск-Ульяновск - в Дрожжановском районе (129-131 км). Все участки расположены в пределах зон нормативного прибытия пожарноспасательных сил. Железнодорожный транспорт Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов. Причинами происшествий может стать несоблюдение водителями автотранспортных средств ПДД (выезд на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора), отсутствие автоматических шлагбаумов на железнодорожных переездах, ошибки диспетчеров и машинистов). Авиационный транспорт Возможно возникновение происшествий (ЧС), связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка, нарушения в технической оснащенности судов, опасные метеорологические явления. Объекты метрополитена В результате ведения работ по прокладке линий метрополитена, ремонтно - восстановительных работ объектов ЖКХ и ветхости инфраструктуры ЖКХ, существует риск обвалов грунта, обрушения стен, потолков и перекрытий на объектах ЖКХ, метрополитене, подземных переходах и на объектах с массовым пребыванием людей. 2.2.3. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом Сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилом секторе и на объектах экономики и с этим риск последующего обрушения зданий (источник ЧС - нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования, неосторожное обращение с огнем, хранение в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, сильный износ газового оборудования, ветхое состояние зданий и сооружений). Сохраняется вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при нарушении правил эксплуатации печи и газового оборудования, либо вследствие их неисправности, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при эксплуатации автомобилей. 2.2.4. Техногенные пожары (взрывы) В связи с понижением температурного фона повышается вероятность возникновения техногенных пожаров и погибших на них (Источник ЧС - 8 нарушения требований пожарной безопасности, использование неисправного печного, электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неисправность и сильный износ электропроводки). 2.2.5. Риски возникновения происшествий (ЧС) на потенциальноопасных объектах Существует вероятность возникновения аварий на химически, радиационно, биологически и пожаровзыроопасных объектах (источник ЧС - отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации). 2.2.6. Риски возникновения аварий на магистральных трубопроводах Существует вероятность возникновения аварий на базах смешения и перекачки нефти, насосно-перекачивающих, линейных производственнодиспетчерских и компрессорных станциях, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах (источник ЧС - дефекты оборудования, несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, нарушения требований безопасности, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ). Приведенные прогностические оценки рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в соответствии со складывающейся обстановкой на территории Республики Татарстан будут уточняться в краткосрочных и оперативных прогнозах. III. Рекомендуемые превентивные мероприятия Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций рекомендовать: - организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения; - организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий; - проверить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварий и ЧС; - организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС; - совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном 9 состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования; - проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.; - обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой; - органам, уполномоченным решать задачи в области противопожарной безопасности, усилить работу по недопущению пожаров; - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2023 №94-р «Об утверждении Плана основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год и организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2023 год»; - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.02.2023 №05-23р «Об организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях»; - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.02.2023 №06-23р «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования»; - обеспечить выполнение мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.03.2023 №209 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2023 году». Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и сельских поселений Республики Татарстан: - в связи с прогнозируемыми метеорологическими условиями проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы; - организовать обследования состояния зданий и сооружений, при этом особое внимание обратить на состояние ветхих зданий, зданий находящихся в аварийном состоянии, подлежащих сносу или демонтажу. В случае необходимости предусмотреть укрепление зданий и сооружений, защиту витрин и окон в жилом фонде, объектах соцкультбыта; - организовать работу районных озеленительных хозяйств по уборке ветровальных, буреломных деревьев и валежа во избежание травматизма населения и недопущения фактов обрыва линий электропередач. Особое внимание обратить на высохшие и старые деревья, расположенные в жилых массивах, и около зданий соцкультбыта; - принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью; 10 - обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре; - усилить контроль за соблюдением технологических правил захоронения твѐрдых бытовых отходов и противопожарного режима на полигонах; - не допускать образования несанкционированных свалок мусора, принимать меры по очистке территорий от скопившегося мусора и ликвидации стихийных свалок; - продолжить использование мобильного приложения МЧС России «Термические точки»; - продолжить регулярную пропаганду во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа; - проинформировать население о недопустимости парковки личного автотранспорта непосредственно у источников противопожарного водоснабжения, при необходимости организовать эвакуацию автотранспорта, затрудняющего подъезд к водоисточникам пожарным автомобилям; - проверить работоспособность находящихся на балансе источников наружного противопожарного водоснабжения; - обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для забора воды пожарными автомобилями; Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий: - особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом; - обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации; - совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных трассах наиболее уязвимых к возникновению ДТП, в том числе провести уточнение планов «прикрытия» наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог; - осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов) и предрейсовой подготовки водителей, задействованных в перевозке; - обеспечить своевременное информирование населения об ухудшении состояния дорожного покрытия, обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП. - ответственным ведомствам и организациям обеспечить контроль состояния дорожного покрытия; - совместно с органами ГИБДД обеспечить проведение рейдов и проверок автовладельцев на предмет грубых нарушений. Для предотвращения происшествий и чрезвычайных ситуаций на водных объектах продолжить проведение разъяснительной и профилактической работы по правилам безопасного поведения на водных объектах с населением республики. В целях предотвращения аварий на системах жизнеобеспечения обеспечить: 11 - проведение работ по профилактике, ремонту и замены оборудования, теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, подстанций, внутренних систем теплоснабжения зданий; - корректировку перечней и создание (восполнение) аварийных запасов оборудования, материалов из расчета объема эксплуатируемого оборудования; - готовность к ликвидации возможных аварий в системе ЖКХ