ЗДРАВСТВУЙТЕ, ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ…. ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?
28 марта 2012 года исполняется 94 года со дня образования службы дежурных частей в системе внутренних дел России.
Дежурная часть отдела МВД России по Алексевскому району - это подразделение, куда поступают сообщения о совершенных преступлениях и правонарушениях со всего района. В сутки регистриуется до двух-трех десятков сообщений.
Главная задача сотрудников дежурной части - довести информацию о проишествиях и резонансных преступлениях в максимально большем объеме дежурным нарядам, чтобы в кратчайшие сроки преступные деяния были предотращены, либо раскрыты.
На первый взгляд может показаться - чего тут сложного. Прими звонок, запиши, передай и сиди, жди следующего. Но это отнюдь не так. Дежурную часть можно даже назвать мозгом полиции. Ответив на звонок, надо, во-первых, постараться из взволнованного человека вытянуть как можно более подробную информацию о том, что, где, как. А потерпевший подчас просто кричит «Приезжайте», не понимая принцип дальнейших действий полиции. А дежурной смене надо быстро сориентироваться куда, кого и зачем направлять, чтобы оперативно перекрыть пути отступления подозреваемого. Ведь дежурных нарядов на улицах поселка несколько: следственно-оперативная группа, наряды ГИБДД, ОВО. Какой из них ближе всех находится к месту преступления, какой больше всего подходит по характеру деятельности? А, может быть, и вообще требуется вводить усиленный режим. Надо обладать не только знаниями, оперативностью, а даже интуицией, чтобы все это быстро прокрутить и грамотно отреагировать.
С данной минуты «дежурка» и патрульные группы должны быть постоянно на радиосвязи. Дежурная часть координирует все действия. Где находится та или иная дежурная группа, где перекрыть пути отступления, своевременно передать информацию об изменении ситуации, усилить состав задействованных сотрудников... Недаром в дежурную часть назначаются сотрудники, которые имеют опыт работы в органах внутренних дел не менее 3 лет, характеризуются только с положительной стороны потому, что здесь должны работать наиболее подготовленные сотрудники, опыт и квалификация которых позволит быстро и грамотно сориентироваться и принять правильное решение, от которого зависит подчас жизнь людей.
12 час 20 мин. Дежурная часть принимает по 02 сообщение о том, что неизвестные, с прилавка магазина в одном из населенных пунктов района совершили кражу мобильного телефона и с похищенным на автомашине ВАЗ скрылись в неизвестном направлении. Сотрудники дежурной части, установив все обстоятельства, приметы автомобиля, подозреваемых, тут же вводят операцию по плану «Перехват». Четко организовывают работу дежурных нарядов, своевременно информируют наружные наряды, оперативно руководят силами и средствами с учетом оперативной обстановки. И в результате профессиональных действий в первую очередь сотрудников дежурной части подозреваемые, задержаны наружными службами.
И так каждый день. За сутки дежурная часть принимает до 25 звонков. Нет, не все, конечно, заканчиваются столь хорошо. Случается всякое. Например, ложные вызовы. Позвонила незнакомка, представившись жительницей столицы, и сообщила, что на одной из улиц деревни района избивают девушку. Но телефон в дежурной части (учтите!) с определителем, так что и адрес, и фамилию «шутницы» нашли быстро. В итоге родители на первый раз отделались легким испугом в рамках профилактической беседы участкового инспектора. Хотя за подобные шалости предусмотрена законодательством ответственность, вплоть до уголовной.
Часто отвлекают дежурных и взрослые, находящиеся порой в сильном подпитии, рассказывают о нелегкой жизни супруга, уставшего от мегеры – жены.
Случаются и такие звонки, которые практически не находят своего подтверждения, а звонившие при выяснении обстоятельств категорически отказываются сообщить свои данные, что противоречит всем правилам приема сообщений о происшествии, и во время дальнейших вопросов дежурного просто бросают трубку.
Так, из многократных звонков о якобы хулиганских действиях в подъезде дома 25 по ул. Советской, ни один не нашел своего подтверждения, а прибывший наряд милиции зачастую не знает кого уведомлять о ложном вызове. А если в этот момент, кому – то действительно срочно понадобилась помощь милиции?
В связи с этим, хотелось дать несколько советов для населения:
- Правильно реагируйте на вопросы дежурного - они направлены на выяснения обстоятельств, которые могут помочь в скорейшем раскрытии преступления. Ещё в мае 2010 года Министерством внутренних дел Российской Федерации подписан приказ № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». Именно этим документом руководствуются сотрудники полиции при приёме Ваших сообщений. Независимо от формы – устно, письменно или по телефону, ни одно обращение не остается без внимания. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе, то есть фамилию, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные позволяющие установить с ним контакт, а также подпись заявителя. Если заявление или сообщение поступило от юридического лица, то необходимо указать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным учредительным документам, сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи). Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части ОВД непосредственно при их поступлении. Следует знать, что заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учёбы), то есть те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными. Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, поэтому без регистрации в учётных документах передаются в подразделения ОВД для проверки информации. Исключением являются анонимные заявления, содержащие данные о совершённом или готовящемся террористическом акте.
- Отменить вызов невозможно, мы обязаны отреагировать на зарегистрированный звонок.
- Обидно, когда граждане звонят минут через 30, а то и на следующий день после происшествия. Возможность раскрыть преступление в таком случае резко снижается.
- Телефоны всех экстренных служб - бесплатные. По всей республике установлены так называемые «телефоны доверия», по которым вы можете сообщить о любом происшествии, преступлении, в том числе и анонимно. Алексеевцы могут позвонить по тел.:2-912-002.
- Талон уведомления о приеме заявления - это форма контроля. Храните его. Необходимо помнить, что письменные сообщения о преступлениях, представленные в орган внутренних дел лично заявителем (гражданином или должностным лицом), его доверителем или нарочным, регистрируются только в дежурной части органа внутренних дел. При этом оперативный дежурный оформляет Вам талон-уведомление, в котором в обязательном порядке указываются сведения о лице, принявшем заявление, регистрационный номер по книге учёта сообщений о происшествиях, наименование ОВД, адрес и служебный телефон, дата приёма и подпись, инициалы и фамилия дежурного. Талон-уведомление заверяется подписью дежурного и выдается под роспись заявителю.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чём в протоколе устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. При этом талон-уведомление не выдается.
Если Вы по каким-либо причинам не смогли лично принести своё заявление, то его можно направить по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной или иным видом связи. Ваше сообщение будет зарегистрировано по установленным правилам делопроизводства, изучено начальником органа внутренних дел и при наличии признаков преступления или административного правонарушения в обязательном порядке направлено в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Коллектив дежурной части нашего отдела небольшой - центр боевого управления, интеллектуального оперативно-следственного реагирования, участия и внимания обеспечивают такие «аксакалы» службы как Назаров Н.А., по праву профессионалом своего дела считается Скворцов ВМ., не менее наступательны в борьбе с преступностью Грунин В.Н., Грошев Д.С. Недавно работающие в дежурной части сотрудники Низамов И.Т. и Туйдуганов В.Г. терпеливо и настойчиво постигают все тонкости работы в подразделении.
В завершении хотелось бы пожелать всему коллективу крепкого здоровья, терпимости, успехов в дальнейшей службе, а также надежного семейного тыла.
Заместитель начальника полиции
майор полиции
Леушин В.В.