Разъясняет Казанская межрайонная природоохранная прокуратура

В Татарстане по требованию природоохранного прокурора утверждена зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении.
Установлено, что предприятием в нарушение законодательства не утверждена зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, расположенного в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан.
В целях устранения нарушения закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В настоящее время зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения утверждена.

В Татарстане природоохранная прокуратура приняла меры к возвращению в федеральную  собственность более 6 га земель водного фонда.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения водного и земельного законодательства. Установлено, что в собственности Высокогорского муниципального района Республики Татарстан находится сформированный земельный участок, в состав которого незаконно включена акватория реки Солонка (приток р. Казанки).
С целью возвращения земель водного фонда в федеральную собственность природоохранный прокурор обратился в суд.
Судом требования природоохранного прокурора удовлетворены. Решение суда является основанием для прекращения права собственности органа местного самоуправления на акваторию водного объекта и внесения изменений в сведения о границах земельного участка в ЕГРН.
В собственность Российской Федерации истребовано более 6 га земель водного фонда.
Устранение нарушений закона находится на контроле природоохранной прокуратуры.

В Республике Татарстан природоохранной прокуратурой принимаются меры к возвращению земель лесного фонда в федеральную собственность. Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства.
Установлено, что на основании решений органов местного самоуправления Лаишевского муниципального района Республики Татарстан незаконно сформировано пять земельных участков, в состав которых включены земли Матюшинского участкового лесничества общей площадью более 22 тыс. кв.м.
В целях устранения нарушений закона и возвращения земель лесного фонда в собственность государства природоохранный прокурор обратился в суд.
Исковое заявление находится на рассмотрении.
Устранение нарушений закона контролируется природоохранной прокуратурой.

В Республике Татарстан природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности лесничеств при внесении сведений Единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства. Установлено, что должностными лицами Мензелинского и Зеленодольского лесничеств сведения о договорах купли-продажи древесины в Единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней внесены с нарушениями требований законодательства. По постановлению природоохранной прокуратуры возбуждено шесть дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ (нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней), которые находятся на рассмотрении в Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.

В Республике Татарстан природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами на 14 предприятиях города Казани Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами. Установлено, в нарушение требований закона 14 предприятий г.Казани не представили сведения в ФГУП «Федеральный экологический оператор» об образовавшихся отходах для их включения в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением отходов I и II класса опасности (ФГИС ОПВК). В целях устранения нарушений закона прокуратурой руководителям предприятий внесены представления, которые находятся на рассмотрении.
Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.

«Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: в соответствии с приказами Минприроды России № 489, Роснедра № 08 от 07.08.2023 утверждается Порядок осуществления строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I - V классов опасности), пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Основанием для осуществления строительства и эксплуатации указанных подземных сооружений является наличие у пользователя недр лицензии на пользование недрами и проектной документации. Указанный документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года».

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что  контролируемое лицо (гражданин или организация) вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой с 21 августа по 1 сентября 2023 года на территории 17 поднадзорных субъектов Российской Федерации Волжского бассейна организовано проведение «горячей линии» по вопросам исполнения законодательства об охране и использовании водоохранных зон, береговых полос, акваторий водных объектов.

Заявители могут обратиться по любым вопросам, относящимся к компетенции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, сообщить об известных фактах нарушения водного законодательства (отчуждения земельных участков, строительства объектов, заборов в границах береговой полосы или на акватории, их захламлении мусором), о незаконных ограничениях свободного доступа к водному объекту, сбросах сточных вод в водоемы.

Информация, содержащая сведения о нарушениях закона, будет являться основанием для организации проверочных мероприятий.

Обращения принимаются по телефонам:

-Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры: 8-910-937-34-93;

- Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры: 8-917-296-32-98.

Направить сообщение в электронном виде также можно на сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на Едином портале прокуратуры в разделе «Обращение в прокуратуру».

ИНФОРМАЦИЯ № 1

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан В 2019-2020 годах проведена проверка деятельности ФГУ «Средволгаводхоз».

Установлено, что директор учреждения в превышение полномочий издавал незаконные приказы о начислении себе премий на общую сумму почти 700 тыс. руб. Незаконно полученными денежными средствами распорядился по своему усмотрению.

Кроме того, директор ФГУ «Средволгаводхоз», в 2016 году являясь заказчиком работ, на которые выделялись бюджетные средства в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», подписал акты приемки фактически невыполненных работ на сумму около 170 млн. рублей, перечисли указанные денежные средства на расчетный счет подрядчику.

Таким образом, государству причинён ущерб на сумму более                                              65 млн. рублей.

Материалы прокурорской проверки направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения в отношении директора возбуждено и расследовано уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в особо крупном размере), ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Приговором Советского районного суда г. Казани бывший директор учреждения признан виновным в совершении преступлений и осужден.

ИНФОРМАЦИЯ № 2

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения лесного законодательства.

Установлено, что организация-арендатор лесного участка в нарушение требований законодательства, проекта освоения лесов, договорных обязательств не обеспечила охрану территории, что повлекло незаконную рубку неизвестными лицами более 60 лесных насаждений на территории Агрызского участкового лесничества Республики Татарстан.

С целью возмещения ущерба, причиненного государственному лесному фонду, природоохранным прокурором руководителю организации внесено представление с требованием провести мероприятия по лесовосстановлению.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования виновное должностное лицо организации привлечено к дисциплинарной ответственности.

Устранение нарушений закона находится на контроле природоохранной прокуратуры.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой во взаимодействии с Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Управлением Росреестра по Республике Татарстан, Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов организована проверка по публикациям, размещенным в сети «Интернет» по вопросу осуществления незаконных строительных работ в береговой полосе и водоохранной зоне Куйбышевского водохранилища (р. Волга) в непосредственной близости от моста «Миллениум» г. Казани.

Прокуратурой совместно со специалистами уполномоченных органов проведено выездное обследование территории. В настоящее время комплекс проверочных мероприятий продолжается.

По результатам проверки, при наличии оснований, будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

ИНФОРМАЦИЯ № 1

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о том, что введена административная ответственность за невыдачу предписаний.

С 09.06.2023 действуют изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде предупреждения или штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Указанное наказание будет применено и в случае несоблюдения инспекторами обязанности проверить, исполнено ли предписание.

За повторное нарушение установлено наказание в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 рублей или дисквалификации на срок от 6 месяцев до года.

ИНФОРМАЦИЯ № 2

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о том, что в результате внесенных в законодательство изменений в рамках муниципального контроля становиться допустимым выдача предписаний по результатам выездного обследования.

Пункт 7(2) Постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» дополнен абзацем 2, в соответствии с которым разрешено выдавать предписание при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства. В случае если в ходе проведения выездного обследования органом местного самоуправления выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Постановлением Правительства России от 06.06.2023 № 934 утверждены требования к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными (далее – постановление). Постановление вступает в силу с 1 марта 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года. В зоомагазинах можно будет содержать только здоровых животных при наличии ветеринарного сопроводительного документа. Продавцов обяжут нести установленные законодательством обязанности владельца, обеспечивать соблюдение требований в отношении реализуемых питомцев до момента их передачи покупателю и поддерживать чистоту в соответствующих местах. Кроме того, предприниматели должны будут соблюдать права жильцов, если торгуют в многоквартирных домах. Для собак весом до пяти килограммов нужно предусмотреть клетку размером не менее двух квадратных метров, более пяти килограммов — четырех метров. Для взрослых кошек размер клетки или вольера должен составить не менее трех квадратных метров, а для котят — полтора. Места содержания собак (щенков), кошек (котят) оборудуются приспособлениями (емкостями) для воды и еды. Места содержания кошек оборудуются устройством для стачивания когтей. В местах содержания щенков и котят должны находиться прорезыватели для зубов. Температурный режим в местах содержания собак (щенков), кошек (котят) необходимо поддерживать в диапазоне от 22 до 26 градусов Цельсия. Для птиц размером до 20 сантиметров должна быть предусмотрена клетка размером не менее 0,6 квадратного метра, от 20 до 40 сантиметров — не менее 0,8 квадрата, свыше 40 сантиметров — не менее одного квадратного метра. Температурный режим должен составлять от 22 до 25 градусов, в вольерах также должны быть установлены приспособления для воды и еды. Влажность воздуха при этом должна составлять от 35 до 85 процентов. Требования не распространяются на торговлю животными при осуществлении деятельности в области охраны и использования животного мира, области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, области аквакультуры (рыбоводства), области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, области содержания и использования сельскохозяйственных животных и области содержания и использования лабораторных животных, а также на торговую деятельность, связанную с продажей животных, осуществляемую физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим. В местах, используемых для торговли животными, могут содержаться только здоровые животные при наличии ветеринарного сопроводительного документа либо ветеринарного паспорта животного. Лицо, осуществляющее торговлю животными, обязано в числе прочего поддерживать чистоту в местах, используемых для торговли животными, мыть и дезинфицировать места их содержания и находящийся в них инвентарь, при использовании в качестве мест для торговли животными помещений, расположенных в многоквартирном доме, индивидуального жилого дома соблюдать права и законные интересы проживающих в них лиц.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере недропользования.

Установлено, что в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан работниками одного из местных предприятий около двух лет незаконно осуществлялась безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых – песка.

По данному факту материалы прокурорской проверки направлены в правоохранительный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 1               ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).

ИНФОРМАЦИЯ № 1

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).

Установлено, что нескольким объектам на предприятиях нефтегазовой отрасли в нарушение закона и при отсутствии оснований приказом руководителя управления присвоена категория высокого риска, что позволяет необоснованно включить их в план контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год.

С целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором на незаконный правовой акт принесен протест.

В результате рассмотрения акта прокурорского реагирования категория риска вышеуказанных объектов снижена.

Благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры предотвращены незаконные проверки объектов, принадлежащих юридическим лицам.

ИНФОРМАЦИЯ № 2

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами.

Установлено, что в водоохраной зоне реки Казанка вблизи населенного пункта Кульсеитово Советского района города Казани осуществлено захламление территории.

С целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Казани внесено представление.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования органом местного самоуправления несанкционированная свалка ликвидирована.

ИНФОРМАЦИЯ № 3

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Республики Татарстан первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов.

Установлено, что в нарушение действующих требований органами местного самоуправления не приняты меры по созданию минерализованных полос по периметру участков жилых массивов, граничащих с лесным фондом, очистке от сухой травянистой растительности, мусора на территории населенных пунктов.

С целью устранения нарушений закона Казанским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителей сельских поселений и муниципальных округов Республики Татарстан внесено 35 представлений об устранении нарушений закона, которые находятся на рассмотрении.

Устранение нарушений закона находится на контроле природоохранной прокуратуры.

ИНФОРМАЦИЯ № 1

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы, запрещено.

Согласно п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

По общему правилу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

При этом пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Таким образом, строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы является недопустимым, поскольку правовой режим береговой полосы водного объекта не предполагает ее использование в частных интересах без учета статуса территории общего пользования.

ИНФОРМАЦИЯ № 2

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что привлечение к административной ответственности за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны не зависит от наличия запрещающих информационных знаков.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Действительно, пункт 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее – Правила) предусматривает, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Однако анализ части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в том числе за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны, позволяет сделать вывод о том, что законодательство не связывает наличие состава административного правонарушения с наличием специальных информационных знаков.

Таким образом, физические и юридические лица обязаны соблюдать экологическое законодательство независимо от наличия знаков.

В данном случае следует иметь в виду, что ширина водоохраной зоны для каждого вида водного объекта устанавливается ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

 

В Татарстане вынесен приговор экс-руководителю Государственного природного заказника «Свияжский» по уголовному делу, возбужденному по материалам проверки Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением ЭБ и ПК МВД по Республике Татарстан, Управлением ФСБ России по Республике Татарстан проведена проверка соблюдения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Установлено, что начальник Государственного природного заказника регионального значения комплексного профиля «Свияжский» вопреки своим должностным обязанностям при выявлении фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов в акватории р. Свияга материалы проверки в орган предварительного расследования не направлял, запрещенные орудия лова не изымал, освобождая нарушителей от уголовного преследования.

Содействовал браконьерам, указывал места вылова водных биологических ресурсов, предупреждал о рейдах контролирующих органов.

По материалам проверки природоохранной прокуратуры в 2022 году следственным органом возбуждено уголовное дело. Приговором Зеленодольского городского суда Республики Татарстан в мае 2023 года начальник заказника признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком 3 года, с лишением права занимать должности государственной службы и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий на срок 3 года.

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о введении в действие приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.02.2023 № 104, определяющего порядок ведения учета информации о размерах вычетов по уплате сборов за пользование объектами водных биоресурсов.

Учет информации о размерах вычетов по уплате сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, обоснованность применения которых подтверждена и которые были использованы плательщиками сбора, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами. Также определены состав информации и сроки ее внесения в журнал учета.

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о внесении уточнения в порядок предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 901, Федерального агентства по недропользованию № 09 от 21.12.2022 скорректированы критерии к предоставляемым участкам недр, уточнен порядок рассмотрения Федеральным агентством по недропользованию поступивших заявок.

Детальным образом регламентировано предельные качество, размеры и характеристики участков недр, предоставляемых в пользование на одного заявителя в течение календарного года.

Разъяснение ст. 65 ВК РФ

20.03 Увеличивается повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

20.03. возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки лесных насаждений в особо крупном размере

20.03 Уточняются полномочия Минприроды России в сфере организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

20.03 акватория водного объекта площадью 37 га возвращена в собственность Российской Федерации

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International