СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций (происшествий) природного и техногенного характера на территории Республики Татарстан на июль 2024 года I. Оценка состояния явлений и параметров чрезвычайных ситуаций (происшествий) за май 2024 года 1.1. Чрезвычайные ситуации За отчетный период на территории Республики Татарстан чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. За аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) чрезвычайные ситуации не зарегистрированы. С начала года произошла 1 чрезвычайная ситуация техногенного характера (АППГ - 0, увеличение на 100%), в которой погиб 1 человек (АППГ - 0, увеличение на 100%), пострадали 2 человека (АППГ - 0, увеличение на 100%). 1.2. Техногенная обстановка 1.2.1. Техногенные пожары За май зарегистрировано 473 пожара (АППГ - 493, уменьшение на 4,1%), погибли 12 человек (АППГ - 10, увеличение на 20%), пострадали 22 человека (АППГ - 18, увеличение на 22,2%) и спасены 28 человек (АППГ - 31, уменьшение на 9,7%). 1.2.2. Дорожно-транспортные происшествия За май для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) пожарно-спасательные подразделения привлекались 170 раз (АППГ - 177, уменьшение на 4%), в которых погибли 19 человек (АППГ - 12, увеличение на 58,3%) и спасены 126 человек (АППГ - 93, увеличение на 35,5%). 2 1.2.3. Функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства По данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» за период с 1 по 31 мая 2024 года на объектах ЖКХ зафиксировано 130 аварийных отключений (на системах холодного водоснабжения и водоотведения - 109, теплоснабжения и горячего водоснабжения - 21). Все аварии носили локальный характер и были устранены в сроки от 1 часа до 3 суток. Основные причины отключений - порывы трубопроводов, внутридомовые порывы и свищи на системах внутреннего водоснабжения. 1.3. Природная обстановка 1.3.1. Метеорологическая обстановка В мае Республика Татарстан в основном располагалась в глубоких тропосферных ложбинах в холодных воздушных массах. Большую часть месяца отмечалась очень холодная погода, временами с осадками в виде дождя, 3, 9 и 10 мая местами с мокрым снегом, снегом и крупой. В течение месяца (3, 4, 5, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23, 24, 27, 28 мая) наблюдались заморозки в воздухе и на почве, наиболее интенсивные 5, 15, 16, 24 мая – до -5..-8˚С. Среднесуточные температуры были ниже нормы на 5-11˚С. 1-я декада со средней температурой воздуха +4..+6˚С оказалась холоднее обычного на 6-8˚С. 2-я декада со средней температурой воздуха +8..+9˚С оказалась на 4-6˚С ниже климатической нормы. В конце месяца в теплых секторах циклонов в республике установилась очень теплая неустойчивая погода с максимальными температурами воздуха +21..+28˚С, местами с кратковременными дождями и грозами. В целом за май средние температуры составили +9+10˚С, что на 3-4 гр. ниже нормы. Осадки в мае выпали в количестве от 18 до 55 мм (50-153 % мес. нормы). 1.3.2. Гидрологическая обстановка На Куйбышевском водохранилище в течение первой половины мая наблюдалось повышение высоты горизонта воды. Максимальных значений 3 уровни воды достигли к 7-18 мая, были выше НПУ на 5-202 см и ниже среднемноголетних максимальных значений на 17-228 см. В течение второй половины месяца на водохранилище в результате превышения величины сбросов, производимых через Жигулевский гидроузел над притоком воды в водохранилище, наблюдалось понижение высоты уровней воды. В целом к концу месяца уровни воды понизились на 55-116 см. Уровень воды Куйбышевского водохранилища у Верхнего Услона 31 мая составил 52,58 мБС, что близко к среднемноголетнему значению уровня воды на дату, ниже НПУ на 42 см и выше прошлогоднего уровня на 57 см. На Нижнекамском водохранилище в течение первых двух декад мая наблюдалось плавное повышение горизонта воды. Максимальные уровни воды отмечались 17-19 мая и по высоте были выше НПУ на 20-93 см и на большей части водохранилища близкими к среднемноголетним максимальным значениям. В третьей декаде мая в уровенном режиме водохранилища преобладала относительная стабилизация горизонта воды. Уровень воды Нижнекамского водохранилища у Набережных Челнов 31 мая составил 63,49 м БС, что выше значений прошлого года и НПУ соответственно на 24 и 19 см и выше среднемноголетнего значения на дату на 46 см. 1.3.3. Происшествия на водных объектах За май зарегистрировано 11 происшествий на воде (АППГ - 12, уменьшение на 8,3%), погибли 9 человек (АППГ - 10, уменьшение на 10%) и спасены 2 человека (АППГ - 2, 0%). 1.3.4. Эпизоотическая обстановка По данным Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан за отчетный период новых случаев заболевания бешенством и других особо опасных болезней домашних и диких животных не зарегистрировано. 4 1.3.5. Фитосанитарная обстановка Преобладание пониженной температуры воздуха в мае сдерживало рост и развитие озимых культур и появление всходов яровых культур. Отмечавшиеся заморозки, преимущественно в первой половине мая, были не опасны для посевов озимых культур, но повредили всходы ранних яровых культур (рапс и сахарная свѐкла), цветков и завязи плодовых и ягодных культур. Выпадавшие обильные осадки в первой декаде мая сдерживали темпы посевных работ. 1.4. Оправдываемость прогноза Оправдываемость прогноза за прошедший период составила 98%. II. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на июль 2024 года 2.1. Природные источники происшествий (ЧС) На территории Республики Татарстан в июле наиболее вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера не выше муниципального уровня, обусловленных проявлением опасных и неблагоприятных метеорологических явлений. По статистике основной ущерб наносится жилому фонду, объектам энергетики и связи. 2.1.1. Риски возникновения опасных метеорологических явлений На территории Республики Татарстан в июле среднемесячная температура воздуха прогнозируется выше нормы (средняя месячная температура - 19,9˚ гр.), месячное количество осадков ожидается в пределах климатической нормы (норма - 56 мм). При проявлении опасных и комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в особенности при прохождении активных атмосферных фронтов на территории республики прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение условий жизнедеятельности населения) до муниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций; нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (источник ЧС - сильный порывистый ветер). Однако, с точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий, опасные природные процессы как источник чрезвычайных ситуаций могут прогнозироваться с небольшой заблаговременностью. 2.1.2. Прогноз гидрологических явлений Прогнозируются разнонаправленные колебания уровней рек в интервалах сезонных значений. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера маловероятны. Примечание: Прогноз рисков возникновения неблагоприятных гидрологических явлений в весенний период зависит от складывающейся метеорологической обстановки (температуры воздуха и 5 осадков), а также водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, в связи с чем, подлежит уточнению путем подготовки краткосрочных и ежедневных оперативных прогнозов рисков возникновения ЧС (происшествий). 2.1.3. Риски возникновения опасных геологических явлений По данным ФГБУ «Гидроспецгеология» в целом активность оползневого процесса в летний период на территории Республики Татарстан ожидается низкой. 2.1.4. Риски возникновения происшествий на водных объектах Сохраняется вероятность возникновения происшествий и случаев гибели людей на водных объектах республики (Источник ЧС - нарушения правил безопасного поведения на водных объектах). Наибольшее количество случаев гибели людей на воде прогнозируется в городах и районах, прилегающих к акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ: г.Казань, г.Набережные Челны, Зеленодольский, Лаишевский, Чистопольский, Нижнекамский, Тетюшский, Верхнеуслонский, Тукаевский, Алексеевский, Рыбно-Слободской, Камско-Устьинский, Мамадашский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Актанышский, Мензелинский, Спасский муниципальные районы. 2.1.5. Прогноз возникновения лесных и других ландшафтных (природных) пожаров В соответствии с представленным ФГБУ «Гидрометцентр России» вероятностным прогнозом температуры и осадков на вегетационный период 2024 года, температурный режим в июле на территории республики ожидается выше климатической нормы, что дает основание предполагать высокую вероятность возникновения происшествий, связанных с горением травы и мусора, термических аномалий, перехода огня на жилые дома, хозяйственные, садовые, дачные постройки, объекты экономики, а также прилегающий лесной фонд. На территории Республики Татарстан в зоне вероятного воздействия лесных и других ландшафтных (природных) пожаров расположено: 120 населенных пунктов в 31 муниципальном образовании Республики Татарстан (80 социальных объектов, в том числе 23 с круглосуточным пребыванием людей); 84 детских оздоровительных лагеря; 76 садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ; 1 потенциально-опасный объект; 2 критически-важных объекта; 1 объект энергетики. Примечание: Прогноз рисков возникновения природных пожаров в большинстве случаев зависит от погодных условий в пожароопасный период, а именно от температуры воздуха и количества ожидаемых осадков, определяющих класс пожарной опасности на определенный период времени и соответствующей территории, в связи с чем, подлежит уточнению путем подготовки краткосрочных и оперативных прогнозов рисков возникновения ЧС. 6 2.1.6. Риски возникновения биологической опасности Прогноз возникновения эпидемий Прогнозируется стабилизация эпидемиологической обстановки по заболеваемости гриппом, ОРВИ и коронавирусной инфекцией. Сохранятся случаи отравления химическими веществами, лекарственными, наркотическими препаратами. Возможны выявления единичных случаев вспышек острых кишечных инфекций. Сохраняется вероятность выявления случаев заболеваемости людей клещевым вирусным энцефалитом и клещевым боррелиозом. Эндемичными по клещевому вирусному энцефалиту являются 30 административных территорий Республики Татарстан: Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алькеевский, Алексеевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Лениногорский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Сабинский, Спасский, Тукаевский, Тюлячинский, Чистопольский, Черемшанский, Ютазинский, Высокогорский, Верхнеуслонский, Лаишевский районы, г.Набережные Челны, г.Казань, по иксодовому клещевому боррелиозу - вся территория республики. Прогноз возникновения эпизоотий Сохраняется вероятность возникновения единичных случаев заболевания бруцеллезом, африканской чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, вирусами ящура и бешенства среди домашних и диких животных. 2.1.7. Сохраняется риск потери ориентира людей в природной среде, в том числе при несанкционированном посещении туристических (экскурсионных) маршрутов, спелеологических объектов. 2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС) 2.2.1. Техногенные пожары (взрывы) Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и погибших на них (Источник ЧС - нарушения требований пожарной безопасности, использование неисправного печного, электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неисправность и сильный износ электропроводки). 2.2.2. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом Сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилом секторе и на объектах экономики и с этим риск последующего обрушения зданий (источник ЧС - нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования, неосторожное обращение с огнем, хранение в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, сильный износ газового оборудования, ветхое состояние зданий и сооружений). Сохраняется вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при нарушении правил эксплуатации печи и газового оборудования, либо 7 вследствие их неисправности, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при эксплуатации автомобилей. 2.2.3. Риски возникновения аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий до локального уровня, связанных с авариями в работе систем коммунального жизнеобеспечения на территории республики (источник ЧС - износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственнотехнологических норм и правил). Анализируя статистические данные по количеству аварийных ситуаций за последние годы, и учитывая высокий уровень износа коммунальных сетей (в целом по Республике Татарстан - более 70%), максимальное количество аварий на системах жизнеобеспечения прогнозируется в городах - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске. 2.2.4. Риски возникновения происшествий (ЧС) на транспорте Автомобильный транспорт Сохраняется вероятность чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с затруднением движения автотранспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах республики (источник ЧС - неблагоприятные и опасные метеорологические явления (туман, сильный дождь, сильный порывистый ветер), несоблюдение правил дорожного движения). Наиболее вероятно возникновение происшествий на аварийно-опасных участках следующих автодорог: трасса М7 - в Зеленодольском (753-759 км), Пестречинском (856-861, 864 км), Мамадышском (960-961 км), Елабужском (985-1013 км), Тукаевском (1068 км), Мензелинском (1081-1087 км и 1105-1124 км), Актанышском (1141-1144 км) районах; трасса М5 - в Бугульминском (1249-1253 км) и Бавлинском (1260-1266 км) районах; автодорога Казань-Оренбург - в Лаишевском (45-46 км) и Альметьевском (191-200 км) районах; трасса Казань-Буинск-Ульяновск - в Верхнеуслонском (21-24 км) и Буинском (93-95 км) районах; трасса Йошкар-Ола-Зеленодольск - в Зеленодольском районе (111-114 км); трасса Цивильск-Ульяновск - в Дрожжановском районе (129-131 км). Все участки расположены в пределах зон нормативного прибытия пожарноспасательных сил. Железнодорожный транспорт Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов. Причинами происшествий может стать несоблюдение водителями автотранспортных средств ПДД (выезд на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора), отсутствие автоматических шлагбаумов на железнодорожных переездах, ошибки диспетчеров и машинистов). 8 Авиационный транспорт Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка, нарушения в технической оснащенности судов, неблагоприятные и опасные метеорологические явления. Объекты метрополитена В результате ведения работ по прокладке линий метрополитена, ремонтно - восстановительных работ объектов ЖКХ и ветхости инфраструктуры ЖКХ, существует риск обвалов грунта, обрушения стен, потолков и перекрытий на объектах ЖКХ, метрополитене, подземных переходах и на объектах с массовым пребыванием людей. 2.2.5. Риски возникновения происшествий (ЧС) на потенциальноопасных объектах Существует вероятность возникновения аварий на химически, радиационно, биологически и пожаровзыроопасных объектах (источник ЧС - отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации). 2.2.6. Риски возникновения аварий на магистральных трубопроводах Существует вероятность возникновения аварий на базах смешения и перекачки нефти, насосно-перекачивающих, линейных производственнодиспетчерских и компрессорных станциях, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах (источник ЧС - дефекты оборудования, несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, нарушения требований безопасности, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ). Приведенные прогностические оценки рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в соответствии со складывающейся обстановкой на территории Республики Татарстан будут уточняться в краткосрочных и оперативных прогнозах. III. Рекомендуемые превентивные мероприятия Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций рекомендовать: - организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения; - организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий; 9 - проверить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварий и ЧС; - организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС; - совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования; - проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.; - обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой; - органам, уполномоченным решать задачи в области противопожарной безопасности, усилить работу по недопущению пожаров. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и сельских поселений Республики Татарстан: - обеспечить выполнение мероприятий согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2024 № 186 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2024 году»; - проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы; - организовать работу районных озеленительных хозяйств по уборке ветровальных, буреломных деревьев и валежа во избежание травматизма населения и недопущения фактов обрыва линий электропередач. Особое внимание обратить на высохшие и старые деревья, расположенные в жилых массивах, и около зданий соцкультбыта; - принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью; - обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре; - усилить контроль за соблюдением технологических правил захоронения твѐрдых бытовых отходов и противопожарного режима на полигонах; - не допускать образования несанкционированных свалок мусора, принимать меры по очистке территорий от скопившегося мусора и ликвидации стихийных свалок; - продолжить использование мобильного приложения МЧС России «Термические точки»; - продолжить регулярную пропаганду во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа; 10 - проинформировать население о недопустимости парковки личного автотранспорта непосредственно у источников противопожарного водоснабжения, при необходимости организовать эвакуацию автотранспорта, затрудняющего подъезд к водоисточникам пожарным автомобилям; - проверить работоспособность находящихся на балансе источников наружного противопожарного водоснабжения. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий: - особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом; - обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации; - совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных трассах наиболее уязвимых к возникновению ДТП, в том числе провести уточнение планов «прикрытия» наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог; - осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов) и предрейсовой подготовки водителей, задействованных в перевозке. В целях предотвращения аварий на системах жизнеобеспечения обеспечить: - проведение работ по профилактике, ремонту и замены оборудования, теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, подстанций, внутренних систем теплоснабжения зданий; - корректировку перечней и создание (восполнение) аварийных запасов оборудования, материалов из расчета объема эксплуатируемого оборудования; - готовность к ликвидации возможных аварий в системе ЖКХ. Для предотвращения происшествий и ЧС на водных объектах организовать: - проведение разъяснительной и профилактической работы по правилам безопасного поведения на водных объектах с населением республики. - контроль за нахождением несовершеннолетних лиц без сопровождения взрослых возле водоемов; - проведение профилактических работ по недопущению купания граждан в необорудованных местах. Рекомендовать владельцам маломерных судов с при ухудшении погодных условий ограничить использование водного транспорта до улучшения погоды. В целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами: - создать временные противопожарные посты в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров; - провести разъяснительную работу с населением по соблюдению требований пожарной безопасности и порядку действий при возникновении пожара на территориях населенных пунктов, садоводческих или огороднических товариществ, организовать взаимодействие в данном направлении со средствами массовой информации; 11 - обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для забора воды пожарными автомобилями; - провести проверки готовности сил и средств муниципальных звеньев территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к тушению природных пожаров; - отработать вопросы оповещения и эвакуации населения в случае возникновения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров; - проверить готовность пунктов временного размещения людей к работе в пожароопасный период; - обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре; - обеспечить своевременное введение режимов функционирования «Повышенная готовность» и (или) «Чрезвычайная ситуация» при угрозе возникновения и возникновении лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.