Продолжаем знакомить читателей с историей нашего района.
Сегодня расскажем о достаточно сложной системе управления и поможем разобраться в структуре руководящих органов местной власти в первые десятилетия после воссоздания Алексеевского района.
4 марта 1964 года Алексеевский район ТАССР после непродолжительного периода расформирования и включения в состав Чистопольского производственно-сельскохозяйственного управления был воссоздан в новых границах. Сегодня нам бы хотелось попробовать разобраться в структуре руководящих органов власти и прежней системе управления этой административно-территориальной единицы. Безусловно, главенствующую роль в системе управления районом, как и во всем советском государстве, играла коммунистическая партия. Советская идеология пронизывала практически все сферы жизнедеятельности в СССР. Центрами руководства на местах являлись районные комитеты КПСС.
Первый секретарь райкома, а с 1964-го года эту должность занимал Майоров Павел Михайлович, являлся, по сути, руководителем, первым лицом власти в районе. Он ведал всеми вопросами управления. Второй секретарь отвечал за сельское хозяйство и промышленность. Третий секретарь ведал вопросами идеологии. В составе райкома имелось несколько отделов. Организационный отдел. Руководил первичными партийными организациями в колхозах, совхозах, учреждениях и на предприятиях.
Отдел пропаганды и агитации. Этот отдел подчинялся напрямую третьему секретарю райкома, хотя в то же время имел и своего руководителя — зав. отделом. В составе отдела состояли, кроме руководителя, три инструктора, Алексеевский и Билярский парткабинет. В их задачу входила организация и контроль политучебы в первичных парторганизациях. Он занимался организацией государственных праздников, демонстраций, оформлением наглядной агитации, проводил ежемесячный единый политдень. В его состав входила лекторская группа, доводившая до населения основные вопросы внутренней и внешней политики государства. В его подчинении находилось также районное отделение Всесоюзного общества "Знание". В задачи этого отдела также входило оформление наградных документов на работников различных организаций, колхозов, совхозов, предприятий, добившихся высоких производственных показателей за определенный период.
Общий отдел отвечал за ведение документации, материалов и протоколов различных бюро, пленумов, конференций, собраний. В его же ведении находилась и хозяйственная работа непосредственно в райкоме.
Сектор учета райкома отвечал за оформление документов членов партии, ведение учетных карточек, личных дел руководителей первичных партийных организаций. Ежемесячно райком проводил заседание бюро в составе девяти членов, которое решало текущие вопросы жизни первичных партийных организаций, хозяйственной деятельности, принимало решения о принятии в КПСС новых членов или исключения из нее. На бюро, кстати, могли вызывать провинившегося или не справившегося с задачами руководителя хозяйства или даже рядового члена партии с целью «пропесочить» его и вразумить. Один раз в квартал районный комитет партии проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы государственного значения, решения вышестоящих центральных и республиканских партийных организаций, а также вопросы организации хозяйственной деятельности в районе.
На пленум, как правило, приглашались руководители всех первичных партийных организаций и руководители предприятий, колхозов и учреждений. Решения и постановления пленумов имели силу указов местного уровня и были обязательны к исполнению для первичных парторганизаций.
Раз в четыре года проводилась районная партийная отчетная конференция. Следует отметить, что на различные должности в райком КПСС работников назначали, а не избирали. При этом кадры подбирались весьма тщательно из наиболее способных и компетентных партийных работников. Каждую кандидатуру утверждал лично первый секретарь райкома.
Второй руководящей структурой района был районный совет депутатов, трудящихся во главе исполнительного комитета и председателя. Совет подчинялся райкому партии, но в сферу его деятельности входили более приземленные практические вопросы народно-хозяйственной жизни.
В районный Совет трудящихся избирались всеобщим голосованием депутаты от каждого избирательного округа на территории района раз в четыре года. Кандидатами в депутаты выдвигались, как правило, передовые работники хозяйств, предприятий, организаций и их наиболее ответственные руководители. На июнь 1964 года в состав исполнительного комитета райсовета входили следующие отделы с постоянным штатом сотрудников: финансовый отдел, отдел народного образования, отдел социального обеспечения, отдел дорожного строительства, бюро записи актов гражданского состояния или ЗАГС, районное отделение государственного архива или госархив, общий отдел, отдел культуры, плановый отдел, коммунальный отдел и отдел кинофикации. Сотрудники отделов являлись постоянными работниками исполкома.
Кроме того, исполнительный комитет руководил всеми сельскими советами, которых на тот момент было 22. Помимо отделов исполнительного комитета в составе райсовета имелось 8 комиссий – сельскохозяйственная, финансово-бюджетная, народного образования и культпросвет работы, комиссия по соблюдению социалистической законности, по охране природы, по дорожному строительству, по торговле и общественному питанию, по здравоохранению. Комиссии собирались для решения узких хозяйственных вопросов и не являлись местом основной работы их членов.
Зачастую один компетентный хозяйственник мог входить в состав сразу нескольких комиссий. Как было уже сказано выше, руководил исполнительным комитетом районного совета председатель. На тот момент им был избран Равиль Хакимович Шагимуратов. Эта должность по сути являлась второй по значимости в структуре районной власти.
У него имелся заместитель, секретарь, а также несколько членов, которые собирались только на время проведения районных сессий. Например, член райсовета Николай Герасимович Ковалев в 64 году по основной работе занимал должность директора Алексеевского молочно-консервного комбината. Один раз в три месяца районный совет проводил сессии, на которых рассматривались текущие важные вопросы жизни населения.
Решения райсовета были обязательными для исполнения всеми сельскими советами. В то время, как, впрочем, и во многом и в наши дни, существовала система двойного подчинения различных организаций, учреждений и предприятий. В первую очередь местной власти, то есть райкому КПСС и исполнительному комитету райсовета, и параллельно своему профильному министерству. Например, центральная районная больница или отдел внутренних дел обязаны были исполнять решения и постановления местной власти, в то же время находясь в подчинении у Министерства здравоохранения и МВД соответственно.