СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера на территории Республики Татарстан на январь 2024 года I. Оценка состояния явлений и параметров происшествий (ЧС) за ноябрь 2023 года 1.1. Чрезвычайные ситуации За отчетный период чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. За аналогичный период прошлого года чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. С начала года произошло 3 чрезвычайные ситуации: 1 техногенного и 2 природного характера (АППГ - 0, увеличение на 100%), в которых погиб 1 человек (АППГ - 0, увеличение на 100%), пострадали 2 человека (АППГ - 0, увеличение на 100%) и спасены 9 человек (АППГ - 0, увеличение на 100%). 1.2. Техногенная обстановка 1.2.1. Техногенные пожары За ноябрь зарегистрировано 247 пожаров (АППГ - 344, уменьшение на 28,2%), погибли 12 человек (АППГ - 7, увеличение в 1,7 раза), пострадали 13 человек (АППГ - 12, на увеличение 8,3%) и спасены 43 человека (АППГ - 14, увеличение в 3,1 раза). 0 50 100 150 200 250 300 350 Техногенные пожары Погибли Пострадали Спасены 344 7 12 14 247 12 13 43 нояб.2022 нояб.2023 2 1.2.2. Дорожно-транспортные происшествия За ноябрь для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) пожарно-спасательные подразделения привлекались 142 раза (АППГ - 198, уменьшение на 28,3%), в которых погибли 6 человек (АППГ - 27, уменьшение на 77,8%) и спасен 61 человек (АППГ - 116, уменьшение на 47,4%). 1.2.3. Функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства По данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» за период с 1 по 30 ноября 2023 года на объектах ЖКХ зафиксировано 149 аварийных отключений (на системах холодного водоснабжения и водоотведения - 135, на системах теплоснабжения и горячего водоснабжения - 14). Все аварии носили локальный характер и были устранены в сроки от 1 часа до 3 суток. Основные причины отключений - порывы трубопроводов, внутридомовые порывы и свищи на системах внутреннего водоснабжения. 1.3. Природная обстановка 1.3.1. Метеорологическая обстановка В первой половине ноября погодные условия в республике формировались под влиянием чередующихся циклонов и тыловых гребней. При прохождении атмосферных фронтов отмечались небольшие, умеренные, ночью 10 ноября сильные осадки в количестве до 21 мм - преимущественно в виде дождя, в отдельные дни локально с мокрым снегом. Максимальные температуры в этот период в основном составляли +4..+11°С, в первые дни месяца повышались до +14°С, минимальные варьировались от +2..+10°С до 0..-4°С, ночью 5 ноября понижались до -8°. Температурный фон большую часть периода был на 5-8°С выше нормы. В отдельные дни местами наблюдался сильный ветер порывами 15-18 м/с, туманы. 0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 ДТП Погибли Спасены 198 27 116 142 6 61 нояб.2022 нояб.2023 3 Во второй половине месяца в Татарстане установился зимний характер погоды с обильными осадками в основном в виде снега и мокрого снега, понижением температур до отрицательных значений, установлением снежного покрова, образованием гололедицы. Местами наблюдались метели, гололедные отложения. Температуры воздуха в ночные часы понижались до -9..-14°, 24 ноября до -19°С, днем в основном были от -1 до -7°С, 23-24 ноября до -12°С. В связи с выходом на Европейскую территорию России активных южных циклонов в Республике Татарстан вечером 20-23 ноября отмечалось существенное ухудшение погодных условий. Ночью 21 ноября при прохождении активных атмосферных фронтов отмечался сильный снег в количестве 5-17 мм. С 21.30 20 ноября до 06.00 21 ноября для грузовых транспортных средств и автобусов на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории республики (М-7 «Волга», Р-239 Казань-Оренбург, Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск, А-295 Йошкар-Ола-Зеленодольск, А-151 Цивильск-Ульяновск), вводилось временное ограничение движения. Днем 22 ноября также отмечался сильный снег в количестве 5-16 мм, наблюдались метели и ветер порывами 15-19 м/с. Всего же за 20-23 ноября на преобладающей территории республики выпало от половины месячной нормы осадков до нормы. В целом за месяц средние температуры были около 0°, что на 3-4°С выше нормы; осадков выпало от 55 до 115 мм (160-310 % месячной нормы). 1.3.2. Гидрологическая обстановка В ноябре на Куйбышевском водохранилище наблюдалось плавное повышение высоты горизонта воды. В целом за прошедший месяц уровни воды на водохранилище в пределах территории Татарстана повысились на 17-40 см. Уровень воды Куйбышевского водохранилища у Верхнего Услона 30 ноября составил 50,46 мБС, что ниже среднемноголетнего уровня воды на дату на 97 см, ниже нормального подпорного уровня (далее - НПУ) на 254 см и ниже прошлогоднего уровня на 88 см. В уровенном режиме Нижнекамского водохранилища в течение месяца наблюдалась плавное понижение горизонта воды. В целом за месяц уровни воды на водохранилище понизились на 18-28 см. Уровень воды Нижнекамского водохранилища у Набережных Челнов 30 ноября составил 63,17 м БС, что выше прошлогоднего уровня на 10 см, ниже НПУ на 13 см и выше среднемноголетнего значения на дату на 62 см. Ледообразование на реках и водохранилищах на территории Татарстана началось в сроки позже многолетних дат на 1-17 дней. По состоянию на конец ноября на реках и водохранилищах продолжалось ледообразование. На большей части Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ отмечалось образование ледяного покрова с полыньями и неполного ледостава. 4 1.3.3. Происшествия на водных объектах За ноябрь 12 происшествий на воде (АППГ- 5, увеличение в 2,4 раза), погибли 12 человек (АППГ - 4, увеличение в 3 раза) и спасен 1 человек (АППГ - 2, уменьшение на 50%). 1.3.4. Эпидемиологическая обстановка По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по состоянию на 30.11.2023 года в Республике Татарстан нарастающим итогом зарегистрировано 210951 случаев коронавирусной инфекции, выздоровело - 207366 чел., умерло - 2010 чел. 1.3.5. Эпизоотическая обстановка По данным Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан за отчетный период выявлен возбудитель бруцеллеза у крупного рогатого скота на территории Атнинского муниципального района. По факту обнаружения инфекции определены эпизоотические очаги, угрожаемые зоны и зоны наблюдения. Государственной ветеринарной службой Республики Татарстан проводятся организационно-хозяйственные и ветеринарносанитарные мероприятия. 1.3.6. Фитосанитарная обстановка Из-за высокого температурного режима первой и второй декад ноября (теплее обычного на 2-6°С) отмечалась слабая вегетация озимых культур, происходил расход питательных веществ в тканях растений и, как следствие, снижение их зимостойкости. Устойчивый переход среднесуточных температур через 0°С к отрицательным значениям произошел на 11-12 дней позже климатических сроков (норма 6 ноября). Понижение температуры воздуха в отдельных восточных района до -20°С в середине третьей декады не оказывало отрицательного влияния на посевы озимых культур, т.к. малое промерзание почвы, установление снежного покрова, тормозили проникновение низких отрицательных температур на глубину залегания узла кущения. 0 2 4 6 8 10 12 Проишествия на воде Погибли Спасены 5 4 2 12 12 1 нояб.2022 нояб.2023 5 1.4. Оправдываемость прогноза Оправдываемость прогноза за прошедший период составила 93%. II. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на январь 2024 года 2.1. Природные источники происшествий (ЧС) На территории Республики Татарстан в январе наиболее вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера не выше муниципального уровня, обусловленных проявлением опасных и неблагоприятных метеорологических явлений. По статистике основной ущерб наносится жилому фонду, объектам энергетики и связи. 2.1.1. Риски возникновения опасных метеорологических явлений На территории Республики Татарстан в январе среднемесячная температура воздуха прогнозируется в пределах нормы (средняя месячная температура по территории Республики Татарстан - 10,9° гр. мороза). При проявлении опасных и комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в особенности при прохождении активных атмосферных фронтов на территории республики прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение условий жизнедеятельности населения) до муниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций; нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (источник ЧС - сильный снег, сильный порывистый ветер, сложные гололедноизморозевые отложения). Однако, с точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий, опасные природные процессы как источник чрезвычайных ситуаций могут прогнозироваться с небольшой заблаговременностью. 2.1.2. Прогноз гидрологических явлений На водохранилищах и реках республики сохранится режим зимней межени с характерным для этого времени уровенным и стоковым режимом. Ухудшение гидрологической обстановки не прогнозируется. 2.1.3. Риски возникновения опасных геологических явлений По данным ФГБУ «Гидроспецгеология» в целом активность оползневого процесса в зимний период на территории Республики Татарстан ожидается низкой. 2.1.4. Риски возникновения происшествий на водных объектах Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) в местах массового выхода людей на лед и ледовых переправах, 6 связанных с провалами людей и техники под лед (источник ЧС (происшествий) - нарушения правил поведения на льду). 2.1.5. Риски возникновения биологической опасности Прогноз возникновения эпидемий В зимний период прогнозируется ухудшение эпидемиологической обстановки в части выявления случаев больных, с признаками инфекционного заражения, вызванного коронавирусной инфекцией COVID-19 в сочетании с ростом сезонной заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом. Сохранятся случаи отравления химическими веществами, лекарственными, наркотическими препаратами. Возможны выявления единичных случаев вспышек острых кишечных инфекций. Прогноз возникновения эпизоотий Сохраняется вероятность возникновения единичных случаев заболевания бруцеллезом, африканской чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, вирусами ящура и бешенства среди домашних и диких животных. 2.1.6. Сохраняется риск потери ориентира людей в природной среде, в том числе при несанкционированном посещении туристических (экскурсионных) маршрутов, спелеологических объектов. 2.1.7. Существуют риски возникновения происшествий, связанных со сходом снега и ледового нароста с крыш зданий и других объектов, а также обрушением широкопролетных конструкций зданий, ветхих кровель домов и сооружений в результате повышенной снеговой нагрузки (источник ЧС - оттепели, превышение количества осадков на 120%). 2.1.8. Существуют риски схода снежных масс с крутых склонов речных долин, оврагов, карьеров, железнодорожных насыпей, мостов, стенок карьеров и строительных котлованов (на участках протяженностью более 25 м. и уклоном более 12 градусов). 2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС) 2.2.1. Техногенные пожары (взрывы) Повышается вероятность возникновения техногенных пожаров и погибших на них (Источник ЧС - низкие температуры воздуха, неправильное обращение с пиротехнической продукцией, нарушения требований пожарной безопасности, использование неисправного печного, электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неисправность и сильный износ электропроводки). Существует вероятность возникновения происшествий, связанных со взрывами новогодней пиротехники в местах неорганизованного хранения и продаж. 7 Вследствие нарушения правил использования пиротехники и использования некачественной пиротехники, в период в период проведения новогодних и рождественских праздничных мероприятий не исключаются риски травматизма и ожогов среди населения. 2.2.2. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом Сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилом секторе и на объектах экономики и с этим риск последующего обрушения зданий (источник ЧС - нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования, неосторожное обращение с огнем, хранение в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, сильный износ газового оборудования, ветхое состояние зданий и сооружений). Сохраняется вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при нарушении правил эксплуатации печи и газового оборудования, либо вследствие их неисправности, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при эксплуатации автомобилей. 2.2.3. Риски возникновения аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ В период прохождения отопительного сезона повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий до локального уровня, связанных с авариями в работе систем коммунального жизнеобеспечения на территории республики (источник ЧС - низкие температуры воздуха, увеличение нагрузки на энергосистемы, износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил). Анализируя статистические данные по количеству аварийных ситуаций за последние годы, и учитывая высокий уровень износа коммунальных сетей (в целом по Татарстану более 70%), можно спрогнозировать максимальное количество аварий на системах жизнеобеспечения в городах - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске. 2.2.4. Риски возникновения происшествий (ЧС) на транспорте Автомобильный транспорт Сохраняется высокая вероятность чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с затруднением движения автотранспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах республики (источник ЧС - неблагоприятные и опасные метеорологические явления (метель, снежные заносы, гололедица), несоблюдение правил дорожного движения). Наиболее вероятно возникновение происшествий на аварийно-опасных участках следующих автодорог: трасса М7 - в Зеленодольском (753-759 км), Пестречинском (856-861, 864 км), Мамадышском (960-961 км), Елабужском (985-1013 км), Тукаевском (1068 км), Мензелинском (1081-1087 км и 1105-1124 км), Актанышском (1141-1144 км) районах; трасса М5 - в Бугульминском (1249-1253 км) и Бавлинском (1260-1266 км) районах; автодорога Казань-Оренбург - в Лаишевском (45-46 км) и Альметьевском (191-200 км) 8 районах; трасса Казань-Буинск-Ульяновск - в Верхнеуслонском (21-24 км) и Буинском (93-95 км) районах; трасса Йошкар-Ола-Зеленодольск - в Зеленодольском районе (111-114 км); трасса Цивильск-Ульяновск - в Дрожжановском районе (129-131 км). Все участки расположены в пределах зон нормативного прибытия пожарноспасательных сил. Железнодорожный транспорт Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов. Причинами происшествий может стать несоблюдение водителями автотранспортных средств ПДД (выезд на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора), отсутствие автоматических шлагбаумов на железнодорожных переездах, ошибки диспетчеров и машинистов). Авиационный транспорт Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка, нарушения в технической оснащенности судов, неблагоприятные и опасные метеорологические явления. Объекты метрополитена В результате ведения работ по прокладке линий метрополитена, ремонтно - восстановительных работ объектов ЖКХ и ветхости инфраструктуры ЖКХ, существует риск обвалов грунта, обрушения стен, потолков и перекрытий на объектах ЖКХ, метрополитене, подземных переходах и на объектах с массовым пребыванием людей. 2.2.5. Риски возникновения происшествий (ЧС) на потенциальноопасных объектах Существует вероятность возникновения аварий на химически, радиационно, биологически и пожаровзыроопасных объектах (источник ЧС - отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации). 2.2.6. Риски возникновения аварий на магистральных трубопроводах Существует вероятность возникновения аварий на базах смешения и перекачки нефти, насосно-перекачивающих, линейных производственнодиспетчерских и компрессорных станциях, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах (источник ЧС - дефекты оборудования, несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, нарушения требований безопасности, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ). 9 Приведенные прогностические оценки рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в соответствии со складывающейся обстановкой на территории Республики Татарстан будут уточняться в краткосрочных и оперативных прогнозах. III. Рекомендуемые превентивные мероприятия Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций рекомендовать: - организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения; - организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий; - проверить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварий и ЧС; - организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС; - совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования; - проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.; - обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой; - органам, уполномоченным решать задачи в области противопожарной безопасности, усилить работу по недопущению пожаров; - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2023 №94-р «Об утверждении Плана основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год и организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2023 год»; - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.02.2023 №05-23р «Об организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях»; 10 - обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.02.2023 №06-23р «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования»; - обеспечить выполнение мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.03.2023 №209 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2023 году». Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и сельских поселений Республики Татарстан: - в связи с прогнозируемыми метеорологическими условиями проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы; - организовать обследования состояния зданий и сооружений, при этом особое внимание обратить на состояние ветхих зданий, зданий находящихся в аварийном состоянии, подлежащих сносу или демонтажу. В случае необходимости предусмотреть укрепление зданий и сооружений, защиту витрин и окон в жилом фонде, объектах соцкультбыта; - организовать работу районных озеленительных хозяйств по уборке ветровальных, буреломных деревьев и валежа во избежание травматизма населения и недопущения фактов обрыва линий электропередач. Особое внимание обратить на высохшие и старые деревья, расположенные в жилых массивах, и около зданий соцкультбыта; - принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью; - обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре; - усилить контроль за соблюдением технологических правил захоронения твѐрдых бытовых отходов и противопожарного режима на полигонах; - не допускать образования несанкционированных свалок мусора, принимать меры по очистке территорий от скопившегося мусора и ликвидации стихийных свалок; - продолжить использование мобильного приложения МЧС России «Термические точки»; - продолжить регулярную пропаганду во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа; - осуществлять мониторинг мест возможного схода снежных масс и своевременно проводить их искусственный обвал с соблюдением мер безопасности, а также очистку от снега и наледи кровли жилых домов и административных зданий; - организовать своевременную посыпку пескосоляными смесями придомовые территории при гололѐдных явлениях; - организовать разъяснительную работу среди населения об опасности схода снега с крутых склонов речных долин, оврагов, карьеров, железнодорожных 11 насыпей, и необходимости усиления контроля за детьми и недопущения игр в подобных местах; - проинформировать население о недопустимости парковки личного автотранспорта непосредственно у источников противопожарного водоснабжения, при необходимости организовать эвакуацию автотранспорта, затрудняющего подъезд к водоисточникам пожарным автомобилям; - проверить работоспособность находящихся на балансе источников наружного противопожарного водоснабжения; - обеспечить работу по своевременному очищению в зимнее время от снега и льда пожарных гидрантов, дорог к населенным пунктам, подъездов и проездов к объектам, жилым домам и источникам наружного противопожарного водоснабжения; - в период проведения новогодних и рождественских праздничных мероприятий организовать работу по информированию населения о мерах по соблюдению требований безопасности при использовании пиротехнических изделий. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий: - особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом; - обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации; - совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных трассах наиболее уязвимых к возникновению ДТП, в том числе провести уточнение планов «прикрытия» наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог; - осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов) и предрейсовой подготовки водителей, задействованных в перевозке; - обеспечить своевременное информирование населения об ухудшении состояния дорожного покрытия, обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП. - ответственным ведомствам и организациям обеспечить контроль состояния дорожного покрытия; - совместно с органами ГИБДД обеспечить проведение рейдов и проверок автовладельцев на предмет грубых нарушений. Для предотвращения происшествий и ЧС на водных объектах организовать: - работу по выявлению незарегистрированных ледовых переправ и принятию необходимых мер по недопущению их эксплуатации; - выполнение комплекса мероприятий по пресечению функционирования несанкционированных ледовых переходов в опасных для жизни местах, выезда на лед транспортных средств на необорудованных участках; - проведение разъяснительной и профилактической работы по правилам безопасного поведения на водных объектах в зимний период с населением республики. В целях предотвращения аварий на системах жизнеобеспечения обеспечить: 12 - проведение работ по профилактике, ремонту и замены оборудования, теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, подстанций, внутренних систем теплоснабжения зданий; - корректировку перечней и создание (восполнение) аварийных запасов оборудования, материалов из расчета объема эксплуатируемого оборудования; - готовность к ликвидации возможных аварий в системе ЖКХ