СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ
возможных чрезвычайных ситуаций и происшествий
природного и техногенного характера на территории
Республики Татарстан на декабрь 2023 года
I. Оценка состояния явлений и параметров происшествий (ЧС)
за октябрь 2023 года
1.1 Чрезвычайные ситуации
За отчетный период на территории Республики Татарстан чрезвычайные ситуации не зарегистрированы.
За аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) чрезвычайные ситуации не зарегистрированы.
С начала 2023 года зарегистрировано 3 чрезвычайных ситуаций (АППГ - 0).
1.2. Техногенная обстановка
1.2.1. Техногенные пожары
За октябрь 2023 года зарегистрировано 275 пожаров (АППГ - 244, увеличение на 11,3%), погибли 11 человек (АППГ - 6, увеличение на 1,8 раз), спасен 47 человек (АППГ - 10, увеличение на 78,8%).
1.2.2. Дорожно-транспортные происшествия
За октябрь 2023 года для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) пожарно-спасательные подразделения привлекались 277 раз (АППГ - 231, увеличение на 16,7%), в которых погибли 27 человек (АППГ - 23, увеличение на 15%) и спасены 14 человек (АППГ - 2, увеличение в 7 раз).
1.2.3. Функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства
По данным Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Основными причинами отключения объектов ЖКХ являются порывы трубопроводов, внутридомовые порывы и свищи на системах внутреннего водоснабжения.
1.3. Природная обстановка
1.3.1. Метеорологическая обстановка
В октябре 2023 года на территории Республики Татарстан среднемесячная температура составила +5…+6°С, отклонение от нормы на +0...+1°С. Осадков выпало от 55 до 95 мм (120 - 215 % от нормы).
В течение первой декады месяца на всей территории РТ температурный режим был выше климатической нормы. Среднесуточная температура воздуха составила +9…+10°С (отклонение от нормы +2…+3°С). Минимальные температуры опускались до -2… +2°С. Максимальные температуры поднимались до +19…+24°С. Сумма осадков за декаду составила 10 - 25 мм (70 – 170 % от нормы).
Во второй декаде температурный режим был выше климатической нормы. Средняя температура воздуха составила +6…+7°С (отклонение от нормы +1…+2°С). Минимальные температуры опускались до -1…+0°С. Максимальные температуры поднимались до +15…+18°С. Осадки выпадали в количестве от 5 до 22 мм (45 – 130 % от нормы).
В третьей декаде октября температурный режим на территории РТ был ниже нормы. Среднесуточная температура воздуха составила -1…+1°С (отклонение от нормы -1...-3°С). Минимальные температуры опускались до -3…-10°С. Максимальные температуры поднимались до +4…+11°С. Сумма осадков за декаду составила 35 - 70 мм (225 – 410 % от нормы).
1.3.3. Происшествия на водных объектах
За октябрь 2023 года произошло 1 происшествий на воде (АППГ- 7, уменьшение на 85,8%), погибших не зарегистрировано, (АППГ – 8) и спасен 1 человек (АППГ - 1).
1.3.4. Эпидемиологическая обстановка
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан информирует о завершении мониторинга за заболеваниями, передающимися клещами (клещевой вирусный энцефалит, клещевой боррелиоз, гранулоцитарный анаплазмоз человека и моноцитарный эрлихиоз человека).
Сезон клещевых инфекций в республике в 2023г. начался рано в связи с ранним началом весны и теплого периода. Первый случай присасывания был зафиксирован 25.03.2023г., тогда как в предыдущем году – 10 апреля.
Особенностью сезона клещевых инфекций 2023 г. было то, что в связи с жаркой погодой в июле количество присасываний снизилось на 6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее- АППГ) и наоборот, в связи с теплой осенней погодой в сентябре отмечено увеличение количества присасываний на 33 % в сравнении с АППГ.
Всего за сезон в медицинские организации по поводу присасывания клещей обратились 9 840 человек (показатель 262,7 на 100 тыс. населения), что практически на уровне аналогичного показателя 2022 г. (9 605 случаев, показатель 257,9) и выше среднемноголетнего уровня на 11% (235,6).
Укусы клещами зарегистрированы во всех муниципальных образованиях республики, кроме Тукаевского района. Наибольшее число обращений зарегистрировано в г.Казани (2963 сл.), г.Набережные Челны (1182 сл.), Нижнекамском районе (637 сл.), Альметьевском районе (528 сл.). На эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях произошло 80,4% всех присасываний клещей.
Всего в текущем году исследовано 5 606 клещей, снятых с людей, возбудитель иксодового клещевого боррелиоза выделен в 1 035 клещах (18,5%), возбудитель клещевого вирусного энцефалита выделен в 4 клещах.
На гранулоцитарный анаплазмоз человека (ГАЧ) на моноцитарный эрлихиоз человека (МЭЧ) исследованы 1904 клещей, инфицированность составила 2,4% (47 клещей) и 1,3% (25 клещей) соответственно.
Из объектов внешней среды (природных биотопов) исследовано 513 клеще, в том числе возбудитель иксодового клещевого боррелиоза выявлен в 15 клещах (2,9%), вирус клещевого энцефалита не выявлен.
В 2023г. зарегистрировано 34 заболевших иксодовым клещевым боррелиозом (ИКБ) и 4 заболевших клещевым вирусным энцефалитом (КВЭ), в том числе 3 случая были завозными с эндемичных территорий субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан акарицидные (противоклещевые) обработки проведены на площади 2763,800 га с оценкой качества проведенных обработок. В летних оздоровительных организациях обработаны территории на площади 621,000 га (100% подлежащих).
Иммунизацию против клещевого вирусного энцефалита получили 10 230 человек, в т.ч. 1585 детей.
Эндемичными по клещевому вирусному энцефалиту являются 30 районов республики: Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алькеевский, Алексеевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Лениногорский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Сабинский, Спасский, Тукаевский, Тюлячинский, Чистопольский, Черемшанский, Ютазинский, Высокогорский, Верхнеуслонский, Лаишевский районы, г.Набережные Челны, г.Казань.
Также за 9 месяцев в Республике Татарстан зарегистрировано 441430 случаев заболеваний гриппа и ОРВИ, показатель составил 11787,8 на 100 тысяч населения. Заболеваемость ниже уровня аналогичного периода 2022 года на 15,4%. За последнюю неделю зарегистрировано 16 450 случаев заболеваний гриппа и ОРВИ, показатель составляет 4,4 на 100 тысяч населения. Заболеваемость на уровне предыдущей недели.
На данный момент наблюдается стабильная эпидемиологическая ситуация по гриппу и ОРВИ, и сейчас самое оптимальное время для вакцинации населения. На сегодняшний день в Республике Татарстан против гриппа привито 845 156 человек, что составляет 21,1% от численности населения.
Статистика коронавируса в Республике Татарстан на 30 сентября 2023 года
По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан за октябрь 2023 года в Республике Татарстан зарегистрировано 1334 случая коронавирусной инфекции, выздоровело - 989 чел., госпитализировано – 452 чел., летальных случаев не зарегистрировано.
1.3.5. Эпизоотическая обстановка
По данным Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан за октябрь 2023 года лабораторно подтвердились следующие заболевания животных на территории Республики Татарстан: грипп домашних птиц и вирусная диарея КРС.
Отменены ограничительные мероприятия по туберкулезу крупного рогатого скота (далее – КРС) в Тюлячинском районе Республики Татарстан (постановление ГУВ КМ Республики Татарстан от 30 сентября 2023 г. № 22-п).
По предложениям госветслужбы Республики Татарстан, которая представила необходимую доказательную базу, проведена регионализация внутри этого субъекта по гриппу птиц.
Сохраняется действие Указа Раиса Республики Татарстан от 29 августа 2023 года № 608 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на отдельных территориях Республики Татарстан в связи с их неблагополучием по заболеванию высокопатогенных гриппов птиц и угрозой его распространения» сообщаем, что на территории ООО «Лениногорская птицефабрика» установлен карантин, также в радиусе 5 км от границ эпизоотического очага включая город Лениногорск, село Тимяшево, поселок Валеевский, деревня Савочкино Лениногорского района.
1.3.6. Фитосанитарная обстановка
В большинстве дней второй декады октября отмечался неустойчивый температурный режим на фоне неравномерного выпадения осадков.
Среднесуточные температуры воздуха преимущественно были в пределах +3...+8°С, в середине декады после прохождения тёплого атмосферного фронта температурный фон повысился до +10...+14°С. Максимальные температуры воздуха достигали +15...+18°С, минимальные температуры воздуха опускались до -1…+0°С, почвы 0...-2°С. На большей части территории республики отмечены заморозки в течение 1-4 дней в воздухе и на почве.
По оперативной информации 18 октября осуществился переход среднесуточных температур через 5°С к более низким значениям, что около нормы. На конец вегетационного периода сумма эффективных температур выше +5°С составила 2030-2285°С при норме 1695-1885°С (в прошлом году 1740-1980°С). В целом декада со средней температурой воздуха 6-7°С оказалась теплее обычного на 1-2°С.
Аналогичной по температурному режиму за последние 30 лет была вторая декада октября 2005, 2011, 2017 и 2022 годов.
На выявление листовых болезней обследовано 8,4 тыс. га. Нарастающим итогом 15,2 тыс. га.
Мучнистая роса выявлена на 0,15 тыс. га или 1,8 % с распространением 2 %, развитием – 0,5 %, на озимой пшенице, 150 га в Тукаевском районе.
Бурая ржавчина, септориоз не выявлены.
Обследования на засоренность озимых зерновых культур проведены на площади 8,4 тыс. га, засоренность отмечена на площади 5,4 тыс. га (64,3%). Средняя засоренность посевов составляет 0,8 шт./. Максимально – 5 шт./отмечено в Арском районе на 393 га озимой пшеницы.
Специалистами филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по РТ проведено обследование озимых культур на заселенность мышевидными грызунами на площади 8,4 тыс. га.
Жилые норы мышевидных грызунов выявлены на 3,4 тыс. га с численностью 5,4 жилых нор на гектар, максимально 18 жилых нор на гектар отмечено в Балтасинском районе на 110 га озимой ржи.
Обследовано многолетних трав на заселенность мышевидными грызунами на площади 3 тыс. га, заселено 1,3 тыс. га. Численность грызунов составила в среднем 18,3 жилых нор на гектар, максимально – 35 жилых нор на гектар отмечено в Менделеевском районе на 120 га люцерны.
На полях росту их численности способствуют длительное сохранение посевов многолетних трав без вспашки; применение поверхностной обработки почвы; сев озимых зерновых по накопившему грызунов предшественнику; засоренность посевов.
1.3.7. Лесопожарная обстановка
По данным Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан с 13 октября 2023 года в Республике Татарстан официально закрыт пожароопасный сезон в лесах. В регионе продолжится наземное патрулирование лесного фонда и космический мониторинг пожароопасной обстановки в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
С начала года, по данным Информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства, на территории Республики Татарстан были зарегистрированы 1221 термическая точка, 975 случаев возгораний на приграничных к лесному фонду территориях на общей площади 56,19 га. Также 25 мая т.г. был зарегистрирован один пожар на территории Альметьевского лесничества площадью 0,5 га.
В течение пожароопасного сезона велась системная агитационно-разъяснительная работа среди населения, был выполнен комплекс мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Всего было отправлено 2136 информационных писем о недопустимости нарушения требований пожарной безопасности в лесах и объявлено 47 предостережений.
II. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на декабрь 2023 года
2.1. Природные источники происшествий (ЧС)
На территории Республики Татарстан в декабре 2023 года наиболее вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера не выше муниципального уровня, обусловленных проявлением опасных метеорологических явлений - сильным ветром (скорость ветра, включая порывы - 25 м/с и более), сильными или продолжительными осадками, комплексом неблагоприятных метеорологических явлений.
По статистике основной ущерб наносится жилому фонду, объектам энергетики и связи.
2.1.1. Риски возникновения опасных метеорологических явлений
На территории Республики Татарстан в декабре 2023 года средняя месячная температура воздуха составит -8,9°С, что около нормы прогнозируемой средней температуры (среднемноголетнее значение для декабря — -9,6°С). Месячное количество осадков возможно в пределах климатической нормы, которая по Татарстану составляет 55 мм.
При проявлении опасных и комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в особенности при прохождении активных атмосферных фронтов на территории республики прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение условий жизнедеятельности населения) до муниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций; нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (источник ЧС - сильный порывистый ветер).
Ожидаемое распределение отклонений температуры воздуха и количества осадков от среднемноголетнего количества в декабре 2023 г:
2.1.2. Прогноз гидрологических явлений
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера маловероятны.
2.1.3. Риски возникновения опасных геологических явлений
По данным ФГБУ «Гидроспецгеология» в целом возможна активизация оползневых процессов. Негативные проявления наиболее вероятны по правобережьям Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ.
2.1.4. Риски возникновения происшествий на водных объектах
Сохраняется вероятность возникновения происшествий на водных объектах, связанных с гибелью людей и провалов техники под лед (по причине нарушения правил безопасности).
Наибольшее количество случаев гибели людей на воде прогнозируется в городах и районах, прилегающих к акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ г.Казань, г.Набережные Челны, Зеленодольский, Лаишевский, Чистопольский, Нижнекамский, Тетюшский, Верхнеуслонский, Тукаевский, Алексеевский, Рыбно-Слободский, Камско-Устьинский, Мамадашский, Елабужский, Менделеевский, Агрызкий, Актанышский, Мензелинский, Спасский муниципальные районы.
2.1.5. Прогноз возникновения природных пожаров
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с горением мусора, перехода огня на жилые дома, хозяйственные, садовые, дачные постройки, объекты экономики, а также прилегающий лесной фонд.
Прогноз рисков возникновения природных пожаров в большинстве случаев зависит от погодных условий в пожароопасный период, а именно от температуры воздуха и количества ожидаемых осадков, определяющих класс пожарной опасности на определенный период времени и соответствующей территории, в связи с чем, подлежит уточнению путем подготовки краткосрочных и оперативных прогнозов рисков возникновения ЧС.
2.1.6. Риски возникновения биологической опасности
Прогноз возникновения эпидемий
Сохранятся случаи отравления химическими веществами, лекарственными, наркотическими препаратами. Возможны выявления единичных случаев вспышек острых кишечных инфекций.
Прогнозируется повышение заболеваемости ОРВИ и гриппом.
Прогноз возникновения эпизоотий
Сохраняются ограничительные мероприятия (карантин) на отдельных территориях Республики Татарстан в связи со вспышкой птичьего гриппа в Лениногорском районе и угрозой его распространения.
Прогнозируются случаи укусов, оцарапывания людей дикими и безнадзорными животными. Случаи укусов, оцарапывания дикими животными наиболее вероятны в городах и районах, где не проводится на должном уровне работа по регулированию численности указанных животных (в первую очередь, лисиц), а также по отлову безнадзорных кошек и собак, их стерилизации и вакцинации от бешенства.
2.1.7. Сохраняется риск потери ориентира людей в природной среде, в том числе при несанкционированном посещении туристических (экскурсионных) маршрутов, спелеологических объектов.
2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС)
2.2.1. Риски возникновения аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий до локального уровня, связанных с авариями в работе систем коммунального жизнеобеспечения на территории республики (источник ЧС - износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил).
2.2.2. Риски возникновения происшествий (ЧС) на транспорте
Автомобильный транспорт
Сохраняется вероятность чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с затруднением движения автотранспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах республики (источник ЧС - неблагоприятные и опасные метеорологические явления, несоблюдение правил дорожного движения).
Сохранится повышенная вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте. Наиболее вероятно их возникновение в районах на аварийно-опасных участках следующих автодорог: трасса М7 «Волга», Р-239 Казань – Оренбург, Р- 241 Казань – Ульяновск и А-295 Йошкар-Ола – Зеленодольск.
Все участки расположены в пределах зон нормативного прибытия пожарно-спасательных сил.
Железнодорожный транспорт
Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов.
Причинами происшествий может стать несоблюдение водителями автотранспортных средств ПДД (выезд на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора), отсутствие автоматических шлагбаумов на железнодорожных переездах, ошибки диспетчеров и машинистов).
Авиационный транспорт
Возможно возникновение происшествий (ЧС), связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка, нарушения в технической оснащенности судов, опасные метеорологические явления.
Объекты метрополитена
В результате ведения работ по прокладке линий метрополитена, ремонтно - восстановительных работ объектов ЖКХ и ветхости инфраструктуры ЖКХ, существует риск обвалов грунта, обрушения стен, потолков и перекрытий на объектах ЖКХ, метрополитене, подземных переходах и на объектах с массовым пребыванием людей.
2.2.3. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилом секторе и на объектах экономики и с этим риск последующего обрушения зданий (источник ЧС - нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования, неосторожное обращение с огнем, хранение в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, сильный износ газового оборудования, ветхое состояние зданий и сооружений).
Сохраняется вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при нарушении правил эксплуатации печи и газового оборудования, либо вследствие их неисправности, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при эксплуатации автомобилей.
2.2.4. Техногенные пожары (взрывы)
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и погибших на них. Наиболее вероятно их возникновение в крупных городах – Казани, Зеленодольске, Набережных Челнах. Общее количество пожаров прогнозируется не выше значения прошлого года. Основные причины пожаров – неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил пожарной безопасности, использование неисправного печного, электрического и другого оборудования, неисправность и сильный износ электропроводки)
Сохранится вероятность взрывов и возгораний бытового газа в жилом секторе и на промышленных предприятиях. Основная причина – износ домового газового оборудования, низкий уровень нормативно-правового обеспечения, несоблюдения регламента обслуживания домового газового оборудования и правил безопасности, нарушение технологических процессов.
2.2.5. Риски возникновения происшествий (ЧС) на потенциально-опасных объектах
Существует вероятность возникновения аварий на химически, радиационно, биологически и пожаровзыроопасных объектах (источник ЧС - отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации).
2.2.6. Риски возникновения аварий на магистральных трубопроводах
Существует вероятность возникновения аварий на базах смешения и перекачки нефти, насосно-перекачивающих, линейных производственно-диспетчерских и компрессорных станциях, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах (источник ЧС - дефекты оборудования, несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, нарушения требований безопасности, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ).
Приведенные прогностические оценки рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в соответствии со складывающейся обстановкой на территории Республики Татарстан будут уточняться в краткосрочных и оперативных прогнозах.
III. Рекомендуемые превентивные мероприятия
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций рекомендовать:
- организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения;
- организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий;
- проверить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварий и ЧС;
- организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС;
- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;
- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.;
- обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой;
- органам, уполномоченным решать задачи в области противопожарной безопасности, усилить работу по недопущению пожаров;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 января 2023 года №94-р «Об утверждении Плана основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год и организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2023 год»;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21 февраля 2023 года №05-23р «Об организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях»;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21 февраля 2023 года №06-23р «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования»;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 06 марта 2023 года №209 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2023 году»;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 18 мая 2023 года №14-23р «Об обеспечении безопасности граждан на водных объектах в период купального сезона 2023 года»;
- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 22 мая 2023 года № 03-23 «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде в период прохождения аномально высоких температур»;
- обеспечить Решение от 14 июня 2023 года №12 Республиканского штаба по недопущению проникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных на территорию Республики Татарстан «О мероприятиях по профилактике высокопатогенного гриппа птиц и африканской чумы свиней на территории Республики Татарстан».
Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и сельских поселений Республики Татарстан:
- в связи с прогнозируемыми метеорологическими условиями проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы;
- организовать обследования состояния зданий и сооружений, при этом особое внимание обратить на состояние ветхих зданий, зданий находящихся в аварийном состоянии, подлежащих сносу или демонтажу. В случае необходимости предусмотреть укрепление зданий и сооружений, защиту витрин и окон в жилом фонде, объектах соцкультбыта;
- организовать работу районных озеленительных хозяйств по уборке ветровальных, буреломных деревьев и валежа во избежание травматизма населения и недопущения фактов обрыва линий электропередач. Особое внимание обратить на высохшие и старые деревья, расположенные в жилых массивах, и около зданий соцкультбыта;
- принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью;
- обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре;
- усилить контроль за соблюдением технологических правил захоронения твѐрдых бытовых отходов и противопожарного режима на полигонах;
- не допускать образования несанкционированных свалок мусора, принимать меры по очистке территорий от скопившегося мусора и ликвидации стихийных свалок;
- продолжить использование мобильного приложения МЧС России «Термические точки»;
- продолжить регулярную пропаганду во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа;
- проинформировать население о недопустимости парковки личного автотранспорта непосредственно у источников противопожарного водоснабжения, при необходимости организовать эвакуацию автотранспорта, затрудняющего подъезд к водоисточникам пожарным автомобилям;
- принять меры по очистке территорий подведомственных объектов от сухой травы и мусора;
- проверить работоспособность находящихся на балансе источников наружного противопожарного водоснабжения;
- продолжить разъяснительную работу с населением по соблюдению требований пожарной безопасности и порядку действий при возникновении пожара на территориях населенных пунктов, садоводческих или огороднических товариществ, организовать взаимодействие в данном направлении со средствами массовой информации;
- обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для забора воды пожарными автомобилями;
- обеспечить своевременное введение режимов функционирования «Повышенная готовность» и (или) «Чрезвычайная ситуация» при угрозе возникновения и возникновении лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;
- принять дополнительные меры по противопожарному водоснабжению населенных пунктов, детских оздоровительных лагерей и объектов, расположенных в лесном фонде и непосредственно примыкающих к землям лесного фонда;
- организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных высокой пожарной опасностью лесов.
Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий:
- особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом;
- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации;
- совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных трассах наиболее уязвимых к возникновению ДТП, в том числе провести уточнение планов «прикрытия» наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог;
- осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов) и предрейсовой подготовки водителей, задействованных в перевозке;
- обеспечить своевременное информирование населения об ухудшении состояния дорожного покрытия, обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
- ответственным ведомствам и организациям обеспечить контроль состояния дорожного покрытия;
- совместно с органами ГИБДД обеспечить проведение рейдов и проверок автовладельцев на предмет грубых нарушений.
В целях предотвращения аварий на системах жизнеобеспечения обеспечить:
- проведение работ по профилактике, ремонту и замены оборудования, теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, подстанций, внутренних систем теплоснабжения зданий;
- корректировку перечней и создание (восполнение) аварийных запасов оборудования, материалов из расчета объема эксплуатируемого оборудования;
- готовность к ликвидации возможных аварий в системе ЖКХ.
Для предотвращения происшествий и чрезвычайных ситуаций на водных объектах организовать:
- проведение разъяснительной и профилактической работы по правилам безопасного поведения на водных объектах с населением республики;
- контроль за нахождением несовершеннолетних лиц без сопровождения взрослых возле водоемов;
- проведение профилактических работ по недопущению купания граждан в необорудованных местах.