Оперативный прогноз погоды на 9 сентября 2023 года с 18 часов 8 сентября до 18 часов 9 сентября 2023 года По Казани: Облачно с прояснениями. Ночью без существенных осадков. Утром и днем небольшой дождь. Ветер северо-западный с переходом на северо-восточный 7-12 м/с, утром и днем порывами до 18 м/с. Минимальная температура воздуха ночью +7..+9˚. Максимальная температура воздуха днем +19..+21˚. По Предволжью и Западному Предкамью (Кайбицкий, Верхнеуслонский, Апастовский, Камско-Устинский, Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Зеленодольский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский, Арский, Балтасинский, Сабинский, Тюлячинский, Рыбно-Слободский, Кукморский, Мамадышский муниципальные районы): Облачно с прояснениями. Ночью без существенных осадков. Утром и днем дождь. Ветер северо-западный с переходом на северо-восточный 7-12 м/с, утром и днем местами порывами до 16-21 м/с. Минимальная температура воздуха ночью +4..+9˚. Максимальная температура воздуха днем +17..+21˚. По Западному Закамью (Спасский, Алькеевский, Алексеевский, Чистопольский, Новошешминский, Аксубаевский, Нурлатский, Черемшанский муниципальные районы): Облачно с прояснениями. Ночью без существенных осадков. Утром и днем дождь. Ветер северо-западный с переходом на северо-восточный 7-12 м/с, утром и днем местами порывами до 16-21 м/с. Минимальная температура воздуха ночью +4..+8˚. Максимальная температура воздуха днем +19..+22˚. По Восточному Предкамью и Закамью (Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Нижнекамский, Заинский, Сармановский, Мензелинский, Муслюмовский, Актанышский, Альметьевский, Азнакаевский, Лениногорский, Бугульминский, Ютазинский, Бавлинский, Тукаевский муниципальные районы и городской округ Набережные Челны): Облачно с прояснениями. Временами дождь. Ветер северо-западный с переходом на северо-восточный 7-12 м/с, утром и днем местами порывами до 16-21 м/с. Минимальная температура воздуха ночью +5..+9˚. Максимальная температура воздуха днем +18..+22˚. 3 2. Чрезвычайные ситуации (повышенная готовность) Постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 25 июля 2023 года № 699 с 25 июля до особого распоряжения для органов управления и сил Нижнекамского звена территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан введѐн режим чрезвычайной ситуации муниципального характера и установлен местный уровень реагирования. Распоряжением Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района от 27 августа 2023 года №186 с 27 августа до особого распоряжения для органов управления и сил Лениногорского звена территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан введен режим повышенной готовности. 3. Гидрологическая обстановка По состоянию на 08.00 08.09.2023 по данным ФГБУ «УГМС Республики Татарстан»: на Куйбышевском водохранилище уровень воды у населенного пункта Верхний Услон 50,45 м (-2 см), отметка опасного критического уровня 54,24 м, критические низкие отметки для водозаборов 45,5 м; на Нижнекамском водохранилище у города Набережные Челны уровень воды 63,29 м (-6 см), отметка опасного критического уровня 65,9 м, критические низкие отметки для водозаборов 61,7 м; на нижнем бьефе Нижнекамской ГЭС уровень воды 50,88 м (-17 см), отметка опасного критического уровня 58 м. 4. Лесопожарная обстановка По состоянию на 08.09.2023 года на территории Республики Татарстан наблюдаются 3 - 5 классы пожарной опасности лесов. На 09.09.2023 года по данным информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства и ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» на территории Республики Татарстан прогнозируются 3 - 5 классы пожарной опасности лесов: 1 класс пожарной опасности лесов: не прогнозируется. 2 класс пожарной опасности лесов: не прогнозируется. 3 класс (средняя) пожарной опасности лесов в 35 муниципальных образованиях: Алькеевский, Аксубаевский, Агрызский, Азнакаевский, Актанышский, Алексеевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Заинский, Зеленодольский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Тукаевский, Черемшанский, Чистопольский, Ютазинский муниципальные районы и городские округа Казань и Набережные Челны. 4 класс (высокая) пожарной опасности лесов в 7 муниципальных образованиях: Арский, Апастовский, Атнинский, Балтасинский, Кайбицкий, Сабинский и Тюлячинский муниципальные районы. 4 Чрезвычайная (5 класс) пожарная опасность лесов в 3 муниципальных образованиях: Камско-Устьинский, Спасский и Тетюшский муниципальные районы. 5. Прогноз возникновения ЧС (происшествий) 5.1. Техногенные источники ЧС (происшествий) Повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), на системах электроснабжения, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных конструкций, падением ветхих деревьев и башенных кранов (Источник ЧС (происшествий) – ветер порывами 16-21 м/с). Повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с авиационными происшествиями и нарушением в работе аэропортов и вертолетных площадок (Источник ЧС (происшествий) – ветер порывами 16-21 м/с). Повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) связанных с эксплуатацией маломерных, грузовых и пассажирских судов (Источник ЧС (происшествий) – сильные ветровые волны, нарушение судоводителями технических нормативов и правил пользования водными объектами для плавания). Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) связанных с ДТП на автодорогах республики (Источник ЧС (происшествий) – несоблюдение правил дорожного движения). Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных техногенными пожарами (в т.ч. взрывами бытового газа), отравлениями людей угарным газом, а также авариями на объектах ЖКХ (Источник ЧС (происшествий) – износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования, не соблюдение правил пожарной безопасности). 5.2. Природные источники ЧС (происшествий) Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с горением травы и мусора (в т.ч. полигонов ТБО), термических аномалий, перехода огня на жилые дома, хозяйственные, садовые, дачные постройки, объекты экономики, а также прилегающий лесной фонд (Источник ЧС (происшествий) – нарушение требований пожарной безопасности при использовании открытого огня). Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) на водных объектах с гибелью людей (Источник ЧС (происшествий) – несоблюдение правил поведения на воде). 5 6. Рекомендуемые превентивные мероприятия: 6.1. Рекомендуемые превентивные мероприятия (в связи с неблагоприятными метеорологическими явлениями): Органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям организаций рекомендовать: обеспечить контроль своевременного оповещения и информирования населения о прогнозируемых метеорологических явлениях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и порядке их действий; особое внимание обратить на своевременное оповещение и информирование населения, а также на работу со СМИ; провести проверку готовности муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения; проверить готовность пунктов временного размещения; организовать незамедлительное размещение на официальных сайтах муниципальных образований информации о консультативном предупреждении либо интернет-ссылки на источники данной информации (официальные сайты ФГБУ «УГМС Республики Татарстан», Главного управления МЧС России по Республики Татарстан, Татмедиа); совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования; обеспечить контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом; в соответствии с распоряжением КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 18.05.2023 №14-23р организовать проведение превентивных мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан. ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» рекомендовать: своевременно доводить информацию о прогнозируемых погодных условиях до органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также до населения республики через СМИ. АО «Сетевая Компания» Республики Татарстан рекомендовать: при возникновении аварийных отключений объектов обеспечить взаимодействие между ведомственной дежурной диспетчерской службой и Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан с целью информационного обмена и принятия решения по нормализации ситуации; обеспечить немедленное реагирование аварийно-восстановительных бригад при возникновении аварийных отключений в населенных пунктах и объектов. Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, организациям и службам ЖКХ: произвести контроль готовности резервных источников питания и средств их доставки к месту возможного применения; 6 организовать своевременную передачу информации о положении в жилом секторе, на водозаборах, очистных сооружениях в Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, а также другим заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан; обеспечить: устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения в условиях комплекса метеорологических явлений; готовность аварийно-восстановительных и ремонтных служб к ликвидации их последствий; обеспечить выдачу материально-технических средств населенным пунктам, подвергшимся комплексу метеорологических явлений, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет аварийно-технического запаса Республики Татарстан (при необходимости). ЕДДС, диспетчерским службам объектов экономики и функциональных подсистем рекомендовать: при получении информации о неблагоприятном метеорологическом явлении своевременно доводить до органов местного самоуправления неблагоприятный прогноз, а также перечень превентивных мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций; организовать контроль за выполнением комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий; проверить работоспособность речевых сиренных установок; обеспечить контроль выполнения комплекса превентивных мероприятий пожароопасного периода. Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» рекомендовать: организовать информирование населения Республики Татарстан о складывающейся метеорологической обстановке в республике, действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с неблагоприятным метеорологическим явлением. 6.2. Рекомендуемые превентивные мероприятия (в связи со средней, высокой и чрезвычайной пожарной опасностью лесов (3 - 5 классы пожарной опасности): Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан: совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан и исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить проведение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с пожарами в лесах; в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II, III 7 классам природной пожарной опасности лесов – круглосуточно; обеспечить авиационное патрулирование лесного фонда не менее 2 раз в день по каждому маршруту; обеспечить обновление и обустройство минерализованных полос и опашку вдоль границ лесных массивов; организовать дежурство на пожарных наблюдательных пунктах в течение всего светлого времени, а на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов − с 9 до 20 часов. Резервные пожарные команды и лесопожарные формирования привести в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта должны находиться в местах работы команд или вблизи них. В лесничествах, подразделениях наземной и авиационной охраны организовать дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов; наземным командам передать дополнительную технику − бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт. Команды, не занятые на тушении пожаров, должны находиться в местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар; проверить площадки для забора воды пожарной техникой из естественных и искусственных водоемов, расположенных в лесных массивах, а также обеспечить беспрепятственный подъезд к ним; организовать и осуществлять проверки готовности к тушению лесных пожаров сил и средств подведомственных учреждений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, а также организаций, выполняющих работы в лесном фонде, и арендаторов лесных участков; совместно с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» организовать освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, оперативной обстановки по пожарам, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности в период высокой пожарной опасности лесов на территории Республики Татарстан. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан: совместно с производителями сельскохозяйственной продукции всех форм собственности осуществлять комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности при проведении работ на землях сельскохозяйственного назначения, прилегающих к лесным и торфяным массивам; принять меры по недопущению сжигания сухой травы, стерни и пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, а также древеснокустарниковой растительности; содержать в чистоте территории сельскохозяйственных производств, прилегающие к лесным и торфяным массивам, систематически очищать их от мусора и сухостоя; организовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций круглосуточное дежурство добровольных пожарных формирований сельскохозяйственных товаро- 8 производителей с выездной пожарной техникой; поддерживать в рабочем состоянии подъезды к искусственным водоемам и устройства для забора воды пожарной техникой из водонапорных башен. Руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан: создать профилактические группы, включив в их состав сотрудников социальных служб, попечительских советов, полиции, Государственной противопожарной службы, жилищно-коммунальных организаций и представителей органов местного самоуправления; осуществить комплекс мероприятий по организации круглосуточного дежурства членов добровольной и муниципальной пожарной охраны с пожарной техникой; осуществлять координацию деятельности органов повседневного управления звеньев территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан при угрозе возникновения и возникновении природных пожаров; принять дополнительные меры по противопожарному водоснабжению населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и непосредственно примыкающих к землям лесного фонда; принять меры по обеспечению населенных пунктов, расположенных в лесном фонде, телефонной связью, противопожарным водоснабжением, устройству пирсов у естественных и искусственных водоемов, оборудованию водонапорных башен приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями, проведению минерализованных полос вдоль границ населенных пунктов и объектов экономики, примыкающих к лесным массивам; принять меры по улучшению охраны от пожаров лесных насаждений, расположенных на землях городских и сельских населенных пунктов; организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных высокой пожарной опасностью лесов; особое внимание обратить на доведение прогнозной информации до руководителей учреждений с массовым пребыванием людей (детские дома, дома престарелых и т.д., граничащих с лесными массивами) с проведением необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций. 7. Метеорологическая обстановка за прошедшие сутки На прошедшие сутки прогнозировалось неблагоприятное метеорологическое явление: ветер порывами 15-18 м/с. Прогноз не оправдался. В прошедшие сутки в республике отмечалась прохладная погода, днем и вечером с дождем, ночью в западных районах местами с туманом. Максимальные температуры воздуха вчера днем составили +12..+20˚, минимальные температуры воздуха сегодня ночью были +2..+8˚. 9 8. Оправдываемость прогнозов ЧС/происшествий Доля оправдавшихся прогнозов чрезвычайных ситуаций/происшествий за прошедшие сутки составила 75 %