Росреестр Татарстана отвечает на вопросы граждан по оформлению индивидуальных жилых и садовых домов

12 декабря 2018 г., среда
Как известно, в августе этого года были внесены изменения в Градостроительный
кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты в сфере
строительства индивидуального жилья и садовых домов. Соответствующий закон
вступил в силу и реализуется уже несколько месяцев, тем не менее, вопросов о
разъяснении его положений в Росреестр Татарстана поступает от граждан множество.
В связи с этим мы подготовили подборку наиболее часто задаваемых. На вопросы
татарстанцев отвечает
начальник отдела государственной регистрации
недвижимости физических лиц Управления Росреестра по Республике Татарстан
Эндже Мухаметгалиева.
- Действительно ли теперь для строительства индивидуальных жилых домов не
требуется получать разрешение?
- В связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018г. №340-ФЗ
(далее – Закон №340-ФЗ) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка
строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов
уведомительный порядок. Гражданам необходимо обращаться в орган местного
самоуправления (соответствующий исполком по месту нахождения недвижимости),
причем сделать это нужно будет дважды: перед началом строительства или
реконструкции, а также после их окончания. Кроме того, в указанный орган придется
обратиться и тем, кто возвел или возводит на своем участке садовый дом.
- С какими документами необходимо обратиться в орган местного
самоуправления?
- При обращении в орган местного самоуправления необходимо представить
соответствующие уведомления, составленные заявителем по формам, утвержденным
приказом Минстроя России от 19.09.2018г. №591/пр. Всего их семь, гражданам же
следует обратить внимание на следующие формы:
- форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта
индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства или
реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового
дома;
- форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта
индивидуального жилищного строительства или садового дома.
К уведомлению должны быть приложены документы, перечень которых
предусмотрен законодательством.
Так, вначале при направлении уведомления о планируемых строительстве или
реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового
дома необходимо приложить следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на
него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если
уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации
юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в
случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или
садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта
индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в
границах территории исторического поселения федерального или регионального
значения (указываются параметры объекта, его цветовое решение, планируемые к
использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта и
т.д.).
По окончании строительства или реконструкции гражданин должен в течение месяца
направить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта
индивидуального жилищного строительства или садового дома, к которому должны
быть приложены:
1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если
уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
2) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации
юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в
случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
3) технический план, составленный кадастровым инженером (в электронном виде);
4) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об
определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или
реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый
дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован
объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит
двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды
со множественностью лиц на стороне арендатора.
Обращаю внимание на то, что уведомление об окончании строительства или
реконструкции должно включать в себя, в том числе сведения об оплате госпошлины
за регистрацию права (для физического лица размер госпошлины остается прежним –
350 рублей).
- Каким способом документы могут быть направлены
орган местного
самоуправления?
- Законодательством предусмотрено, что все уведомления и прилагаемые к ним
документы могут быть направлены в орган местного самоуправления одним из
следующих способов:
1) посредством личного обращения в орган местного самоуправления, в том числе
через многофункциональный центр;
2) посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
3) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
- Какой срок дается органу местного самоуправления для рассмотрения
представленных документов?
- Уполномоченному исполнительному органу Федеральным законом предоставлен
срок - семь рабочих дней после поступления от застройщика уведомления, в течение
которого орган должен провести предусмотренные проверки на соответствие
указанных в уведомлении сведений установленным требованиям и по результатам
проверок направить застройщику уведомление о соответствии объекта недвижимости
требованиям законодательства либо о несоответствии. В течение этих же семи
рабочих дней после подачи уведомления об окончании строительства (при
соответствии строительства градостроительным нормам и правилам) уполномоченный
орган обязан направить в электронном виде в орган регистрации прав документы для
постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав
застройщика. Таким образом, теперь гражданам не нужно обращаться через МФЦ в
Росреестр Татарстана, за него это сделают муниципальные органы власти.
- Если на садовом участке построен садовый дом, то уведомительный порядок
оформления документов действует уже с 4 августа 2018 года. А как оформить
права на жилое строение на таком участке?
- Законом №340-ФЗ для жилых строений и жилых домов, возведенных на земельных
участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного хозяйства,
предусмотрен переходный период: до 1 марта 2019г. допускается осуществление
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на
указанные объекты недвижимости без направления уведомлений о планируемом
строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании
строительства или реконструкции указанных объектов. В данном случае для
оформления прав на такие постройки до указанной даты следует по-прежнему
обращаться через МФЦ в орган регистрации прав, представив технический план
объекта недвижимости и уплатив госпошлину.
- А как различить садовый дом и жилой дом?
- С 1 января 2019 года в силу вступит новый Федеральный закон от 29.07.2017г.
№217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных
нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», которым введено понятие "садовый дом" - это здание сезонного
использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных
нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено
понятие «индивидуальный жилой дом» (к которому приравниваются понятия «объект
индивидуального жилищного строительства», «жилой дом») – это отдельно стоящее
здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати
метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования,
предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с
их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные
объекты недвижимости.
Таким образом, садовый дом и жилой дом различаются их назначением, а также
возможностью признания объекта в качестве пригодного для постоянного
проживания.
- Как быть тем гражданам, которые построили дом до 4 августа 2018 года, но не
успели оформить право собственности на него?
- В случае если строительство (реконструкция) жилого дома начато до вступления в
силу Закона №340-ФЗ без получения разрешения на строительство, правообладатель
земельного участка вправе до 1 марта 2019 года направить в орган местного
самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции.
Рассмотрение такого уведомления органом осуществляется в установленном в
настоящее время порядке. В данном случае получение разрешения на строительство и
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Затем правообладатель земельного участка должен направить в тот же орган
уведомление об окончании строительства или реконструкции, приложив необходимый
пакет документов.
Таким образом,
Закон №340-ФЗ позволяет осуществить государственный
кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, жилые
строения, строительство которых было начато и завершено до 4 августа 2018г. без
разрешения на строительство, при условии подачи до 1 марта 2019 года
соответствующего уведомления в уполномоченный орган.
Пресс-служба
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International